ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА ШИН
Цель изучения данной темы - попять технологию производства автомобильных шин.
СТРУКТУРА МОДУЛЯ III
3.1. Учебно-информационный блок.
3.2. Дополнительный информационный блок для углубленного изучения.
3.3. Резюме по модулю.
3.4. Кон грольные вопросы.
Основным вопросами при изучении данной темы являются:
• Принципиальная схема технологического процесса изготовления автомобильных покрышек.
• Подготовка каучуков и ингредиентов Смешение в смесителях периодического и непрерывного действия.
• Изготовление деталей автопокрышек (обработка корда, раскрой корда и бортовых тканей, изготовление протекторов, брекеров и крыльев).
• Сборка автомобильных покрышек.
• Формование и вулканизация автомобильных покрышек.
• Изготовление автомобильных камер и ободных лент.
3.1. УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Технологический процесс изготовления пневматических шип включает следуюшие основные стадии: подготовка каучука, приготовление резиновых смесей, обработка и обрезицивание корда и тканей, раскрой корда и тканей, заготовка протекторов, крыльев и других деталей, сборка, формование и вулканизация шин, изготовление автокамер и ободных лент,
Принципигальная схема технологического процесса изгоіиьления покрышек показана на рис III 1
Рис. III. 1. Принципиальная схема технологического процесса изготовления автомобильных покрышек
1 — каучу к, 2 — резка каучука, 3 — усреднительный барабан 4—пластикатор гранулятор, 5- - участок развески материаюв и приготовления маточных смесей (первая стадия смешения), 6 гранулирование, 7— развеска материалов и приготовление резиновых смесей (вторая стадия смешения);
8 —листование резины. 9— подогревательные вальцы, 10—питательные вальцы, 11—спаренные шприц машины (изготовление протекторов, ] 2—корд, 13 - пропитка и сушка корда, 14— обрезинивание корда (каландры), 15 раскрой корда, 16— наложение резиновых прослоек, 17— стальная проволока, 18— обрезинивание проволоки, 19 — изготовление бортовых колец, 20—изготовление крыльев, 21 — сборка покрышек, 22- невулканизованные покрышки, 23 - формование и вулканизация покрышек (форматор в> жанизагор), 24 - готовая покрышка
- Основные технологические операции:
По
- приготовление резиновых смесей в смесителях,
- обработка корда - пропитка синтетическими латексами для увеличения адгезии к резине; термостабштизация (вытяжка полиамидного корда при высокой температуре);
Промазка и обкладка резиновыми смесями на каландрах;
- раскрой кордной и другой ткани на полосы разной ширины и под разными углами к направлению нитей оснивы на так называемых диагонально-резательных машинах; стыковка полос ткани и, в некоторых случаях, наложение на них резиновых прослоек на каландрах (т-наз. сквидженание),
- получение профилированной протекторной ленты на экструдерах, ее резка на заготовки;
- изготовление крыльев, обрезинивание проволоки на экструдерах, намотка
Проволоки на шаблон для получения кольца нужного диаметра и наложение на
Него крыльевой ленты из прорезиненной ткани;
- изготовление бортовых лепт из ткани прорезиненной на каландре, или из резинковой смеси,
- сборка покрышек на станках;
- формование и вулкани! ация покрышек;
- изготовление заготовок ездовых камер и ободных лент на экструдере;
- монтаж камерных шин на станках (в покрышку, борта которой раздвигают при помоши захватов, вставляют камер)' и закладывают ободную ленту).
Подготовка каучука. Натуральный каучук подвергают декрисгшшшп ии в распарочных камерах и пластикации на вальцах, в резиносмесителях или пластикаторах. Для ускорения обработки каучука вводят химические реагенты - пластикаторы, например, ренацит.
Развеска материалов перед смешением.
Виды развески:
- ручная
- автоматическая.
Смешение.
Смесители периодического действия: такие смесители получили широкое применение в шинном производстве. Известны три основных типа закрытых резиносмеси гелей, различных по конструкции и форме роторов: резиносмесители типа Бенбери, Шоу-Интер-Микс и Бернер-Пфлейдер.
Способы смешения:
- одностадийное смешение;
- двухстадийное смешение;
- непрерывное смешение с использованием смесителей "Трансфер-микс".
Обработка корда.
А) Пропитка корда.
Для пропитки корда используют пропиточные составы на основе латекса с резорципоформальдегидной смолой.
В отечественной промышленности для пропитки корда широкое применение получили латексы следующих типов: дивинилстирольные (СКС-ЗОШХП),
Карбоксилатные (СКД-1) и винилпиридиновые (ДМВГНО - продукт
Сополимеризации дивинила и 2-метил-5-винил-пиридина).
Б) Сушка корда.
В) Термообработка корда.
Для капронового корда применяется однократная вытяжка при 19(5С в течение 20с последующая нормализация при той же температуре в течение 20с; нагрузка при термофиксации на кордную ткань в зависимости от ее прочности составляет 6300- 8960 К1С, а при нормализации - 1600-2250 кгс.
Г) Обрезинивание корда.
Обрезинивание корда проводят на грех - и четырех валковых каландрах Б - или 2-образной конфигурации.
На процесс каландрова]:ия существенное влияние оказывают следующие факторы:
- форма и состояние поверхности валков каландра;
- величина зазора в подшипниках; температура валков;
- отношение окружных скоростей валков;
- длина валков;
- однородность и пластичность резиновой смеси;
- степень натяжения корда;
- скорость каландрования;.
Д) Раскрой прорезиненного корда.
Е) Наложение резиновых прослоек на корд.
Работы по усовершенствованию обработки корда направлены на: поиск безводных адгезивов, обеспечивающих высокую прочность связи корда с резинами; разработку способов крепления непропшашюго корда к резинам; создание корда, не требующего термической вытяжки.
Важнейшим этапом технологии производства шин являются раскрой и стыковка металлокордного полотна, изготовление из него каркаса и брекера. От точности изготовления этих деталей зависит качество автомобильной шины.
В шинной промышленности для этих целей используют машины и агрегаты преимущественно импортного производства - фирм «Крупп», «Ьерсдорф»
(Германия), «Ренике» (Франция). Отечественные агрегаты типа ЛРС уступают по точности изготовления металлокордных заготовок, ухудшающуюся со временем.
Разработан новый агрегат для раскроя, стыковки и закатки металлокордного полотна АРС - 60 - 72 М (рис Ш.2).
21285 |
Рис Ш.2. Технологическая схема агрегата для раскроя, стыковки и закатки металлокордного полотна АРС-60-72 М
Принцип действия агрегата состоит в следующем:
Металлкордное полотно с бобин посредством раскаточного станка 1 и тянульного устройства 2 устройством 3 подается к резательной машине 4, где раскраивается на мерные заготовки. При помощи отборочного устройства 5 и подающего транспортера 6 мерные заготовки поступают на стыковочный счанок 7, где происходит стыковка заготовок приводными роликами методом «вегык». Отборочным устройством 8 непрерывная металлокордная лента подается на станок продольного раскроя 9, где она режется на две ленты с предварительным наложением дублирующего слоя и закатывается далее на катушку посредством закаточного станка 10. Вся работа агрегата осуществляется в автоматическом режиме.
Достоинство нового агрегата - увеличение точности реза по ширине и углу, степени автоматизации подачи металлокордного полотна в зону раскроя.
Изготовленне IIро Гекторов.
1 Голобч рдин Д. И.. Лукьянчиков Н. М. Агрегат для раскроя, стыковки и закатки обреХинспного мсгаллокордного полотна.'11рои iBcacieo и использование эластомеров. - 2000,- N6.-c.-l 0-13.
А) Шприцевание резиновых заготовок. Протекторы автопокрышек изготавливаются методом вылавливания (шприцевания) разогретой массы через головку червячного пресса.
Используют шприц-машины теплого питания и холодного питания отношением длины червяка к его диаметру - не менее 12.
Б). Промазка клеем нижней стороны протектора.
И). Охлаждение протекторов.
Г). Резка протекторов.
Д). Укладка протекторов в книжки-теаёжки.