ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ
Экологические проблемы при эксплуатации шин
При хранении и эксплуатации шин выделяются газоообра1ные продукты и шинная пыль.
60% шинной пыли имеют размеры <10 мкм и, проникая в легкие человека, могут вызвать аллергические и онкологические заболевания. Сообцается, что в США ежедневно выбрасывается в атмосферу«5 тн шинной пыли.
Высокая экологическая опасность шин связана с:
• токсическими свойствами сырья;
• появлением химических веществ, образующихся в процессе вулканизации резин и выделяющихся при эксплуатации и хранении шин.
Наиболее опасны канцерогены - бенз(л)пирен и др. полиароматические углеводороды. N - нитрозоамины. В основе летучих продуктов, выделяющихся из шинных резин при н. у. и повышенной температуре, обнаружены ароматические углеводороды (бензол, ксилол, толуол).
Группы химических соединений, выделяющихся из шин
|
М-нитрозоамины способны образовываться на воздухе: выделяющиеся из шил вторичные амины и продукты распада ускорителей вулканизации класса сульфенамидов при взаимодействии с оксидами азота моїут превращаться в Ы - нитрозоамины.
За рубежом активно ищут меры, уменьшающие экологическую опасность, исходящую от шин, в соответствии с международными экологическими стандартами серии ^О - 14000.
Анализ экологического воздействия шин на окружающую среду и человека в течение всего "жизненного цикла" шин начал проводиться за рубежом в соответствии с 150 14040. Экологическая сертификация шин будет проводиться в соответствии с ІЯО 14060, экологический аудит на автотранспортных и
Третьяков О. Б.. С'к дагин М. Е. Экологические проблемы эксплуатации шин Научно-практический семинар «Экологические аспекі ы производства. Лсшіуаіации шин и РГИ< N.03.2000г. г Москва 2000 -«. 77-86.
Шиноремонтных предприятиях согласно требованиям ISO 14010, а контроль на заводах изготовителях шин по ISO 14001.
Исключить образование шинной пыли невозможно, но существует реальніш способ уменьшения ее образования. Так, при равномерном износе протектора образуется минимальное количество шинной пыли, а износ зависит от правильной регулировки ходовой части автомобиля, соблюдение правил эксплуатации и др.
Специальные исследования в области автомобильных транспортных средств обнаруживают все новые и новые токсические компоненты, сопровождающие работу автомобиля.
Изучив материал, студент получает необходимый объем знаний по экологическим проблемам трас ли.
1. Способы переработки изношенных шин (пиролиз, криогенная
Техноаогия, измельчение в эластичном состоянии механическим способом, озонная технология)
I. Вторичное использование шин (восстановительный ремонт шин).
3. Экологические проблемы производства шин.
4. Экологические проблемы эксплуатации шин.
В МОДУЛЕ V расматриваются ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ ШИННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Цъгль изучения данной темы - ознакомить с прогнозом развития шинной промышленности
5.1. Учебно-информационный блок.
5.2 Дополнительный информационный блок для углубленного изучения.
5.3. Резюме по модулю.
5.4. Контрольные вопросы.
Основными вопросами при изучении данной темы являются:
1. Прогнозы развития шинной промышленности по мнению
Специалистов передовых шинных фирм.
2. Высокоскоростные шины. Типоразмеры шин.
3. «Зеленая« шина".
5.1. УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
По мнению специалистов передовых шинных фирм "Гудьир" (США), "Мишлен" (Франция), "Бриджстоун" (Япония), "Пирелли" (Италия):
1) будет снижаться профиль шины и увеличиваться спрос на низкопрофильные шины;
2) ожидается рост доли шин размером 17", 18", 19"; прогнозируется появление
Шин серии 22", 25";
3) будет пЬвышат ься ремон топригодное! ь шины;
4) появятся на рынке шины со сроком службы 160 тыс. км. (появление таких шин возможно при условии, что она обеспечит дополнительное повышение сцепления и снижение расхода топлива; при этом, автомобиль должен иметь ходимость 320 тыс. км.);
5) ожидается: а) рост популярности высокоскоростных шин; б) увеличение количества типоразмеров шин (примерно с 1983г. количество типоразмеров легковых шин выросло с 61 до 218);
6) в ближайшие 10 лег увеличится количество типов шин, диаметров обода, серий (при этом, резкого роста цен на шин не следует ожидать по причинам, а) снижения стоимости материалов; б) производство шин с меньшей массой с применением новых производственных технологий;
7) в течение 10 лет будет достигнуто улучшение на 25% таких свойств шины, как: износостойкость протектора, сцепления шин, влияние на снижение расхода топлива;
8) происходит снижение массы шины за счет уменьшения слойности с целью снижения потерь на качение (масса опытных легковых шин на ряде западных фирм меньше серийных на 50%;
9) будут проводиться работы по созданию: а) "экологичных” шин, более пригодных для утилизации. Металлокорд в брекере, возможно будет заменен на корд из арамидных волокон, стеклокорд. б) шин, подверженных биодеструкции; в) безопасных шин для автомобилей сверхвысокого класса и стандартных автомобилей. Их доля на рынке шин в ближайшие 10 лет может составить 10-30%.
По мнению специалистов фирмы "Пирелли", внедрение в течение ближайших
10- 15 лет новой системы контроля внутреннего давления в шинах устраняет необходимость в безопасных шинах, поскольку такая система б)дет способна
Накачивать воздух в шину после прокола, сохраняя постоянное давление, несмотря на его потерю.
Согласно прогнозам ученых фирм "Гудьир" и "Бриджстоун" в 2003 г шин с пробегом (ходимостью) менее 80 тыс. км. на рынке будет - 36%; с ходимостью 80-112 тыс. км. - 36%; 112-160 тыс. км. - 23%; свыше 160 тыс. км - 5% (для сравнения: пробег в 90-х годах составлял 85 гыс. км.).