АРМИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ТексI ильные материалы
Качество корда улучшается: хлопковый и вискозный заменены полиамидным и поли эфирным. Применение полимиадного корда в легковых шинах обусловлено его высокой теплостойкостью и усталостной выносливостью.
Данные по объемам потребления армирующих материалов за последнее десятилетие I [оказывают
Ia рубежом: резко снизилось производство вискозного корда: снижается потребление полиамидного корда; увеличиваете потребление полиэфирного корда;
- в странах СНГ используется серийные низконрочнме марки вискозного капронового, анидного.
Вискозный корд используется за рубежом преимущественно для легковых автомобильных покрышек, в РФ - в производстве сельскохозяйственных крупно1абаритных шин и велотреда
В развитых странах и РФ, СН1 происходит увеличение доли шип радиальной конструкции, уменьшение слойности каркаса за счет использования высокопрочных материалов.
Последнее десятилетие во всем мире наблюдается постоянная тенденция увеличения производства и потребления полиэфирного корда. Наиболее крупными поставщиками полиэфирного корда являются фирмы "Kofl", "Allied Signal", "Acordis" объем производства которых составляет более 500 т. т./год.
Полиэфирный корд имеет существенные преимущества по сравнению анидным кордом по жесткостиым и усадочным характеристикам. Эго делает его незаменимым армирующим материалом для каркаса высокоскоростных (серии Н, VY) шин.
Пониженная усадка при высоких температурах, высокие прочностные, жесткостные и усталостные свойс1ва этого корда обеспечивают меньшую разнашиваемость шин при эксплуатации, чем шин с использованием анидного корда.
В связи с актуальностью проблемы устойчивости автомобиля при высокой скорости, нельзя применять низкомодульнь. е анидные корды ДЛЯ ПеГКОВо1Х автомобилей. Для каркаса высокоскоростных шин неообходим высокомодульный корд. Таким типом корда является полиэфирный По результатам испытаний шин с полиэфирным и анидным кордом по всем показателям равноценны, а по устойчивости автомобиля при высокой скорости шины с полиэфиром превосходят шины с анидным кордом на 12%.
Ведущие шинные фирмы Гудьир, Юниройл, Мишлен, Континенталь, Лирелли и др используют в высокоскоростных легковых шинах полиэфирный корд.
Таким образом, полиэфирный корд становится с 2001 года основным армирующим материалом для каркаса высокоскоростных легковых шин.
Однако по адгезионным характеристикам полиэфирный корд существенно уступает анидному, что объясняется химической инертностью полиэ I илентерефталата.
Рост потребности в полиэфирных кордах повлечет за собой увеличение спроса на соответствующие адгезионно-активные соединения (эпоксидные, блокированные Изоцианаты и т. д.), в сочетании с латексно-резорциноформальдегидными составами.
Для повышения уровня прочности связи полиэфирного корда с резиной требуется совершенствование рецептуры резин и пропиточных составов В настоящее время в качестве модификатора резин для полиэфирного корда применяется метафеииленбисмалеимид (модификатор малеид Ф) в дозировках до 4- х мас. ч. Высокие стоимость и дозировки этого модификатора обусловили поиск новых модифицирующих добавок, не уступающих ему по эффективности.
Исследования, проведенные в этом направлении, показали, что блокированные диизоцианаты (активатор БКТ) в комбинации с гассолом ХПИ являются равноценной заменой МФБМ. Данная работа обобщает результаты лабораторных и производственных испытаний активатора БКТ в сравнении с МФБМ в каркасных резинах для полиэфирного корда.
С ростом объемов производства ЦМК шин увеличивается спрос на отечественные промоторы адгезии. Вместо импортных кобальтосодержащих соединений типа Монобонд 680, отечественных нафгената кобальта или Дисолен К(Н), разработан новый смоляной модификатор МКС-1 и МКС2 с меньшим содержанием кобатьта и равнозначными адгезионными свойствами.