ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАСТМАСС НА ОСНОВЕ ПОЛИАМИДОВ
Изготовление вращающихся деталей
Благодаря доступности, хорошему внешнему виду, высокой прочности и коррозионной стойкости полиамиды нашли широкое применение при изготовлении вращающихся деталей, например лопастей вентиляторов пропеллеров и крыльчаток насосов. Низкоинерционные полиамидные лопасти воздушных вентиляторов нисколько не уступают лопастям, сделанным из стали или легких сплавов и, кроме того, отличаются повышенной стойкостью к ударным нагрузкам. Применение лопастей из полиамидов особенно эффективно там, где нарушение соосности может привести к повреждению других невращающихся деталей узла, например при изготовлении охлаждающего вентилятора автомобильного двигателя.
Полиамиды находят все более широкое применение для изготовления винтов небольших прибрежных судов, которые могут задевать плавающие или затопленные бревна, обломки строительного мусора и т. п. Кроме того, полиамидные винты почти не разъедаются морской водой, что обеспечивает их преимущество по сравнению с винтами, изготовленными, например из бронзы. Лопасти пропеллеров из полиамидов рекомендуется делать более толстыми, чем из металла, для компенсации низкой жесткости полиамидов. В том случае, когда требуется повышенная жесткость лопастей, лучше всего использовать ПА 66, отличающийся повышенным модулем упругости, или полиамид, полученный путем химического формования. При работе деталей или узлов в тяжелых условиях для достижения требуемых показателей свойств используют полиамиды, наполненные стеклянным волокном. Этим путем идут, например, при изготовлении воздушных винтов.
Продолжительность работы полиамидных крыльчаток насосов, подвергающихся абразивному и коррозионному действию агрессивных жидкостей, во многих случаях превышает срок службы металлических крыльчаток, работающих в аналогичных условиях. Крыльчатки лучше изготавливать из наполненных полиамидов, обладающих повышенной жесткостью.