ТЕХНОЛОГИЯ ПИРОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ
ПРОИЗВОДСТВО АНТИОКИСЛИТЕЛЯ
Основным горючим для двигателей внутреннего сгорания служит бензин. Раньше его получали как легколетучую фракцию при перегонке нефти; эга фракция состояла из предельных или циклических углеводородов с небольшим молекулярным весом и низкими температурами кипения. При громадном в настоящее время распространении двигателей внутреннего сгорания такого естественного бензина не хватает и потому широко применяют заменитель его — крекинг-бензин.
Установлено, что если подвергнуть сильному нагреванию пары других более высококипящих фракций нефти, состоящих из углеводородов с большим молекулярным весом и более высокой температурой кипения, то эти углеводороды расщепятся и получатся углеводороды с малым молекулярным весом и низкой температурой кипения, которые и составляют крекинг-бензин.
Крекинг-бензин вполне пригоден для двигателей внутреннего сгорания, так как имеет достаточно высокое октановое число. Но крекинг-бензин содержит много непредельных, легко окисляющихся углеводородов; при хранении под действием кислорода воздуха в нем образуются смолы.
В двигателе внутреннего сгорания эти смолы загрязняют клапаны и электрические запалы и таким образом вызывают частые остановки двигателя.
Октановое число имеет большое значение при оценке качества моторного топлива. Оно определяет режим работы двигателя на данном топливе.
Работа двигателя внутреннего сгорания основана на использовании периодических взрывов смеси паров горючего вещества с воздухом. Эти взрывы происходят в цилиндрах двигателя, где газовая смесь, после предварительного сжатия поршнями, поджигается при помощи электрических искр. Чем сильнее сжата смесь перед взрывом, тем больше развиваемая двигателем мощность. Однако практически сжатие можно осуществить только до известного предела, так как в дальнейшем происходит детонация газовой смеси, т. е. взрыв ее с чрезмерно большой скоростью разложения. Чем выше октановое число моторного топлива, тем выше допустимая степень сжатия и тем, следовательно, выше качество данного моторного топлива.
При построении условной шкалы октановых чисел значение 100 приписывается изооктану с формулой (СН3)3—С—СН2— —СН(СН3)2, смесь паров которого с воздухом трудно детонирует, и значение 0 — очень легко детонирующему в парах нормальному гептану. Смешивая оба эти углеводорода в определенных соотношениях, получают отвечающие промежуточным точкам шкалы жидкости, с которыми экспериментально и сравнивают испытуемое топливо.
Октановое число обычных бензинов редко превышает 70, а для современных авиадвигателей требуется октановое число 100 и более. Поэтому путем промышленного синтеза производят высокооктановые углеводороды и применяют их в отдельности или в смеси с бензинам, или добавляют в бензин антидетонаторы, например, тетраэгилсвинец [РЬ(С2Н6)4].
Крекинг-бензин вначале подвергали последовательно промывке раствсром NaOH, затем — серной кислотой, потом снова раствором щелочи с последующей промывкой бензина водой до нейтральной реакции. При наличии большого количества в бензине непредельных углеводородов, которые при тщательной промывке полностью удаляются, имела место потеря бензина до 5%. Чтобы избежать этой потери, промывку серной кислотой до конца не доводят. В целях сохранения стабильности бензинов при их хранении добавляют антиокислители. Наилучшим из них является яльфанафтол (СюН7ОН):
Он СН
А- нафтол
Позднее быдо найдено, что определенные фракции, получаемые при перегонке древесной смолы лиственных пород, будучи прибавлены в очень незначительном количестве (0,065% по весу) к крекинг-бензину, также замедляют образование смол в крекинг - бензине при его хранении, являясь таким образом замедлителями (ингибиторами). Эти фракции под названием антиокислителя стали вырабатывать начиная с 1938 г. на одном ив смолоперегон - ных заводов.
Антиокислители, в соответствии с предъявляемыми к ним техническими требованиями, должны иметь значительный стабилизирующий эффект.
Испытание стабилизирующего эффекта производится следующим образом. В стальную бомбу вносят навеску крекииг-беваина и закрывают навинчивающейся крышкой с манометром. Затем в бомбу вводят чистый кислород давлением до 7 атм. и ставят в кипящую водяную баню. Вначале давление увеличивается (вследствие нагревания), затем некоторое время держится без изменений и наконеп падает вследствие того, что кислород расходуется на окисление непредельных соединений, находящихся в крекизг-бензине. Время от погружения бомбы в кипящую водяную баню до момента начала падения давления в бомбе называют индукционным периодом. Для крекинг-бензина он должен быть не менее 240 минут.
При определении индукционного периода крекинг-бевзииа иа 100 мл бензина вводят 10 мга-нафтола и 50 мг древесносмоляного антиокислителя.
Стабилизирующий эффект испытуемого антиокислителя выражается в % от стабилизирующего эффекта а-нафтола и вычисляется по формуле:
(с -я)-100
/
В — а
Где:
-г — стабилизирующий эффект испытуемого антиокислителя в % от стабилизирующего эффекта з-нафтола; а-—индукционный период крекинг-бензина без антиокислителя (в минутах); Ь—'индукционный период бензина, стабилизированного а-нафтолом (10 мг
О-нафтола на 100 мл бензина) в минутах; с—индукционный период бензина, стабилизированного древесносмоляным антиокислителем (50 мг »а 10 мг бензина) в минутах.
СН |
|
НС |
СН |
Для древесносмоляного антиокислителя требуется стабилизирующий эффект не менее 90.
При производстве древесиосмоляиого антиокислителя для получения наибольших его выходов при наилучшей стабилизирующей способности очень важно, как показали исследования М. Д. Тиличеева древесную смолу разгонять при низкой температуре и при малой продолжительности, иначе значительная часть фенолов, обладающих высокой стабилизирующей способностью, перейдет в соединения с высоким молекулярным весом, входящие в состав пека.
Антиокислитель из древесной смолы получают в аппарате периодического действия вышеописанным способом.
На получение одной тонны антиокислителя требуется 6,9 т сырой смолы, 20 т пара, 160 м3 воды и 6 скл. м3 дров.