Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ
ТЕХНОЛОГИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ БАЛАНСИРОВКИ
Как было отмечено выше динамическую балансировку роторов гиромоторов производят чаще всего методом «обхода грузом». Этот метод балансировки по сравнению с другими надежен и достаточно точен, но требует затраты сравнительно большого времени. Метод основан на измерениях максимальных амплитуд колебаний опор балансировочной машины. По мере приближения уравновешивающего груза к требуемой величине и занятия им необходимого положения на роторе колебания опор машины уменьшаются. Когда груз требуемой величины займет правильное положение, колебания опор машины с ротором станут минимальными.
Динамическое уравновешивание роторов методом «обхода грузом» на балансировочной машине, изображенной на рис. 94 и описанной выше, состоит в определении правильного места расположения и величины уравновешивающего груза. Место расположения груза определяется измерением отклонения светового луча на шкале машины при максимальной амплитуде вибрации опор, когда ротор вращается с числом оборотов, соответствующим резонансной частоте, и находится. путем перемещения пробного груза по окружности ротора в плоскостях уравновешивания.
Величина уравновешивающего груза также определяется измерением максимальной амплитуды вибрации опор машины (по градуированной шкале), но уже в одном и том же месте по окружности ротора в плоскостях уравновешивания при разной величине груза.
Для быстрого нахождения места расположения уравновешивающего груза на обоих торцах ротора по его наружному диаметру наносят четыре точки, пронумерованные 1, 2, 3 и 4, под углом 90° друг относительно друга (рис. 108).
Чувствительность балансировочной машины, на которой уравновешиваются роторы или проверяется остаточная неуравновешенность, должна соответствовать допустимой величине неуравновешенности ротора. Чувствительность балансировочной машины определяется следующим образом: собранный с балансировочной рамкой ротор уравновешивается так, чтобы при определенном вертикальном положении балансировочной рамки и при повороте ее на 180° величина остаточной неуравновешенности со стороны каждой уравновешиваемой плоскости ротора, при вращении ротора с чис
лом оборотов, соответствующим резонансной частоте, характеризовалась приблизительно удвоенной шириной светового луча по сравнению с имевшимся на шкале балансировочной машины до установки в нее ротора с рамкой. Уравновешенный таким образом ротор может быть использован при дальнейших проверках чувствительности машины как эталонный.
Затем на эталонный ротор в точках 1,2,3 и 4, нанесенных с двух сторон по наружному диаметру, под углом 90° крепят последовательно дополнительный груз из пластилина. Груз должен
33 Деления
15 Делении Предполагаемое правильное чфстЬитеььность балан- Место для уравновешивающего сироВочной машины 8 де - еруза мний шкалы |
Рис. 108. Схема определения места расположения груза по отклонению светового луча по шкале машины при неуравновешенности ротора. |
ЧСДелвмА» 2] З1 Делении |
Увеличивать неуравновешенность ротора на величину, характеризующуюся допустимым числом делений шкалы балансировочной машины. Груз, снятый с ротора, взвешивается с точностью до 0,0001 кГ. Груз Q определяется из допустимой неуравновешенности ротора, оговоренной в чертежах или технических условиях на данный гиромотор, по следующей формуле:
4 RL
Где Q — вес груза, Г;
D—допустимая неуравновешенность, Гсм2;[3] R — радиус ротора в плоскостях уравновешивания, см; L —■ расстояние между плоскостями уравновешивания ротора. Величина расхождения светового луча от приложения к ротору неуравновешивающего груза Q определяет чувствительность в делениях шкалы балансировочной машины для допустимой неуравновешенности D. Цена деления балансировочной машины определяется из Формулы
С
Где А — цена деления шкалы машины, Гсм2;
D — допустимая неуравновешенность;
С — количество делений шкалы, охваченных расхождением светового луча от допустимой неуравновешенности D ротора.
После проверки чувствительности балансировочной машины уравновешиваемый ротор, собранный с рамкой, устанавливают на раму балансировочной машины и обмотку статора подключают к клеммам машины. К последним от специального генератора подводится соответствующее напряжение повышенной частоты. Нажимая пусковую кнопку, в трехфазную обмотку статора подают напряжение.
Образующийся в статоре вращающийся магнитный поток, взаимодействуя с короткозамкнутой обмоткой ротора, начинает увлекать его за собой.
Число оборотов ротора постепенно увеличивается и переходит в резонансную частоту. Далее отпускают пусковую кнопку, тем самым отключают статорную обмотку, и число оборотов ротора начинает снижаться. При числе оборотов, соответствующем резонансной частоте, когда амплитуда вибрации опор машины максимальна, по величине отклонения светового луча на шкале балансировочной машины устанавливают величину неуравновешенности. Величину неуравновешенности проверяют вначале со стороны крышки, а затем со стороны корпуса рамки. Заметив величину неуравновешенности как с одной, так и с другой стороны, начинают балансировать ротор со стороны, дающей наибольшее отклонение светового луча от нулевого, среднего положения на шкале. Для этого наносят деревянной лопаткой поочередно в отмеченные точки 1, 2, 3 и 4 на балансируемой плоскости ротора, на расстоянии 1— 2 мм от его торца, дополнительный груз из пластилина и определяют на шкале машины соответственно в каждой точке наибольшее отклонение светового луча от первоначального нулевого положения. Отклонения светового луча определяют в тот момент, когда ротор вращается с числом оборотов, соответствующим резонансной частоте.
Проверив неуравновешенность во всех четырех точках балансируемой плоскости ротора, на ней определяют сектор, в котором величина неуравновешенности (отклонения по шкале) при числе оборотов, соответствующем резонансной частоте, минимальна (рис. 108). Перемещая в выбранном секторе груз по наружному диаметру ротора, находят наименьшее отклонение светового луча на шкале. Наименьшего отклонения светового луча можно достичь увеличивая или уменьшая груз.
Балансировку ротора производят перемещением или изменением величины груза до тех пор, пока остаточная неуравновешенность ротора не будет соответствовать допустимому отклонению светового луча на шкале машины. При достижении допустимой техническими условиями неуравновешенности балансируемой плоскости ротора, с одной стороны, производят балансировку, с другой стороны, также до достижения соответствующего отклонения светового луча на шкале. Затем проверяют балансировку первой плоскости и, если балансировка этой плоскости нарушилась, производят дополнительное уравновешивание, меняя место положения или величину груза. Основную и дополнительную балансировки следует производить при одном и том же расположении балансировочной рамки в вертикальной плоскости. Далее рамку с ротором повертывают на угол 180° и в вертикальной плоскости проверяют балансировку обеих балансировочных плоскостей ротора. Если неуравновешенность, о которой судят по отклонению светового луча на шкале машины, со стороны какой-либо плоскости увеличилась, то в этой плоскости производят дополнительную балансировку. Разность неуравновешенности при повороте рамки на угол в 180° должна быть не более 0,5 деления шкалы. Если после дополнительной балансировки разность неуравновешенности получается большей, то необходимо заменить один из шарикоподшипников и произвести балансировку ротора в обеих плоскостях заново.
По окончании балансировки обмотка статора отключается от клемм машины и рамка с ротором снимается. На стороне ротора, диаметрально противоположной закрепленным грузам из пластилина, наносят чертилкой риски длиной не более 2 мм. Ротор устанавливают на призму риской вверх и в центре риски ставят керн. Затем осторожно, не сдвигая груза, высверливают лишний металл сверлом диаметром 2 мм. Вес высверленного металла должен быть равен весу груза из пластилина. Для этого необходимо отверстие сверлить постепенно, на небольшую глубину, проверяя результаты на балансировочной машине. Допустимая неуравновешенность роторов гиромоторов составляет обычно не более одного деления шкалы. Грузы из пластилина после удаления металла с плоскостей балансировки ротора снимают. Острые кромки высверленных отверстий притупляют. Отверстия сверлят обычно глубиной, не превышающей 2 мм; если для получения допустимой неуравновешенности ротора одного отверстия недостаточно, то необходимо высверлить два или три отверстия рядом. Таким же путем снимается металл и во второй плоскости балансировки ротора.
Во избежание попадания стружки и металлической пыли в шарикоподшипники во время сверления ротор закрывают сверху тонким войлоком или дерматином, а на шпинделе сверлильного станка устанавливают специальное отсасывающее устройство, состоящее из приспособления, устанавливаемого в нижней части шпинделя, масляного фильтра и вакуум-насоса или пылесоса, соединенного с приспособлением резиновым рукавом. Схема устройства показана на рис. 109.
Приспособление состоит из полого корпуса 1, закрепленного на конце шпинделя сверлильного станка. В корпусе свободно скользит подвижная втулка 2. Сквозь втулку проходит сверло 3, закрепленное в цанговом патроне. Пружина 4 прижимает втулку к ротору..
К полому цилиндру через штуцер 5 присоединен шланг. Второй конец шланга соединяется с пылесосом или с приемным штуцером масляного фильтра 10. Воздух, проходя через камеру 8 с маслом и сеткой 9, очищается от стружки и грязи. К входному штуцеру 6 и выходному штуцеру 7 масляного фильтра присоединен вакуум - насос 11. Одновременно с пуском станка включается пылесос или вакуум-насос; стружка и металлическая пыль из-под сверла отсасываются в масляный фильтр или камеру пылесоса. При остановке станка пылесос или вакуум-насос выключаются.
Для предохранения от коррозии все отверстия после балансировки ротора покрывают антикоррозионным быстросохнущим лаком; еще раз проверяют балансировку обеих плоскостей. В необходимых случаях производят дополнительную балансировку ротора.
После окончательной балансировки ротора вывертывают подшипниковую гайку из крышки рамки, вынимают наружное кольцо шарикоподшипника и сепаратор с шариками. Детали шарикоподшипника завертывают в без - ворсную бумагу. Отвинчивают барашки, откидывают шпильки с прорезей крышки и снимают крышку с корпуса рамки. Отвинчивают подшипниковую гайку в корпусе рамки, вынимают наружное кольцо, сепаратор, шарики и также завертывают их в безворсную бумагу. Завернутые детали шарикоподшипника укладывают внутрь ротора, шлифованную поверхность ротора протирают батистовой салфеткой, увлажненной бензином. Ротор с деталями помещают в эксикатор с селикаге - лем, где он и хранится до сборки.