Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ
СБОРКА БАЛАНСИРОВОЧНОЙ РАМКИ С РОТОРОМ
Одна из рамок для динамического уравновешивания роторов гиромоторов на балансировочных машинах изображена на рис. 104. Рамка должна быть легкой и достаточно прочной. Обычно рамки изготовляются из круглого прутка дюралюминия марки Д1Т или Д16Т; вначале обрабатывается ее наружная поверхность, а затем растачивается отверстие под ротор. В задней стенке корпуса рамки растачивается отверстие под втулку статора, а в хвостовой части — отверстие под шарикоподшипник. После этого фрезеруют боковые поверхности корпуса с двух сторон и придают тем самым П-образ - ную форму рамке. В расточку корпуса в задней стенке рамки устанавливают и закрепляют винтами статор гиромотора с обмоткой, выводные концы которой во время уравновешивания подключают к клеммам машины. Во фрезерованные пазы корпуса устанавливаются откидные, свободно вращающиеся на осях винты с круглыми гайками, крепящими крышку к корпусу.
Крышка изготовляется из того же материала, что и корпус; после обработки с двух сторон в крышке фрезеруют секторы, придавая ей форму, показанную на рисунке. Крышка устанавливается-замком по выточке корпуса рамки и фиксируется штифтами. К корпусу крышка крепится откидными винтами, которые после установки крышки заводят в пазы корпуса и гайками прижимают к последнему. В хвостовую часть корпуса и крышки ввертывают регулировочные втулки, выбирающие осевые зазоры в шарикоподшипниках, входящих наружными кольцами в отверстия расточек. После установки необходимых при уравновешивании осевых зазоров или натягов втулки закрепляются контргайками.
Рис. 104. Балансировочная рамка: а — схема; б — общий вид.
/ — втулка; 2 — контргайка; 3 — крышка; 4 — барашек; 5 — откидной болт; 6 — ось; 7 — корпус; 8 — статор; 9 — штифт; 10 — ротор
Перед установкой ротора в рамку На еґо Шейки напреЬСоШ - ваются подобранные и промытые в авиационном бензине шарикоподшипники. Промывают последовательно в трех стеклянных или фарфоровых ванночках окунанием.
После промывки и просушки на воздухе протертые конденсаторной бумагой шарикоподшипники и их детали просматривают под лупой 6-кратного увеличения с целью выявления механических дефектов, следов коррозии и по* сторонних металлических включений в сепараторе.
Шейки ротора также промывают в чистом авиационном бензине, просушивают на воздухе и протирают чистой новой не - подшитой батистовой салфеткой, без ворсинок. Просушенные шейки роторов просматривают под лупой 6-кратного увеличения; на местах установки внутренних колец шарикоподшипников не должно быть пыли, забоин и посторонних металлических частиц. Смазав шейку ротора смазкой ЦИАТИМ-202, на нее, со стороны открытой части, надевают маркировкой вверх внутреннее кольцо шарикоподшипника. Противоположная шейка ротора опирается на металлическую, оклеенную мягкой материей, или деревянную подставку. Внутреннее кольцо напрессовывается на шейку оси ротора рис 105 подставка. ДО упора при ПОМОЩИ тариро - / _ прокладка; 2 - подставка
Ванного динамометра (см. рис. 103).
Кольцо шарикоподшипника после напрессовки на шейку ротора закрепляется специальной гайкой; не должно быть перекоса торца кольца шарикоподшипника относительно торца заплечика оси ротора.
Одним из методов контроля правильности установки внутреннего кольца шарикоподшипника является проверка, не пронпкает ли свет между торцом кольца и заплечиком оси ротора. Для этого осматривают место посадки, поместив кольцо шарикоподшипника перед источником света. Если кольцо напрессовано правильно, свет не должен проникать ни в какой точке по окружности. Если между торцом кольца и заплечиком оси имеется равномерный по всей окружности зазор, то кольцо следует, если позволяет вели-
Чина усилия посадки, допрессовать нажатием рукоятки динамометра.
Если свет проходит между торцом внутреннего кольца и запле - чика на отдельных участках или при подпрессовке зазор остается
Из-за неправильно выполненной галтели заплечика, то кольцо шарикоподшипника необходимо снять с шейки съемником, установить причину неправильной посадки й устранить ее.
После напрессовки колец шарикоподшипников ротор собирается с балансировочной рамкой (рис. 104), протертой салфеткой, смоченной в бензине. Ротор устанавливают на подставку (рис. 105) отверстием под статор вверх и в него вставляется статор с обмоткой, прикрепленный к рамке таким образом, чтобы в расточку отверстия под шарикоподшипник в рамке вошла шейка оси с напрессованным внутренним кольцом шарикоподшипника. Сепаратор, наружное кольцо и шарики шарикоподшипника промывают последовательно в трех ванночках с авиационным бензином (5—6 погружений). Шарики помещаются в специальную сетку (рис. 106). После промывки и сушки на воздухе на сепаратор, шарики и наружное кольцо наносят на специальной салфетке из лакоткани марки ЛШ-1 тонкий слой смазки ЦИАТИМ-202.
Через расточенное в рамке отверстие под шарикоподшипник устанавливают сепаратор с шариками на беговую дорожку внутреннего кольца, напрессованного на шейку раньше, затем на шарики при помощи оправки (рис. 107) устанавливают наружное кольцо шарикоподшипника и закрепляют его в рамке подшипниковой гайкой. Кольца или шарики одного шарикоподшипника нельзя заменять такими же деталями другого, так как шарикоподшипники выпускаются с невзаимозаменяемыми кольцами и шариками.
Шариков. / — сетка; 1 — ободок; 3 — ручка |
Аналогичным образом собирается шарикоподшипник в крышке
рамки. Крышка крепится к рамке винтами с барашками и фиксируется в определенном положении штифтами.
При монтаже шарикоподшипников нельзя ударять по ним. Монтаж и демонтаж шарикоподшипников должны производиться с помощью приспособлений, обеспечивающих плавную установку колец на шейки осей, в отверстия рамки, корпуса и крышки.
После сборки ротора с балансировочной рамкой не должно быть осевого зазора; ротор должен быть расположен по центру рамки, что достигается регулировкой подшипниковых гаек рамки.