Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ
Роторы
Роторы гиромоторов переменного тока представляют собой маховики, основная масса которых расположена по ободу, соединенному со ступицей или осью тонким диском. Точность и чувствительность гироскопических приборов любого назначения, как было указано ранее, тем выше, чем больше величина кинетического момента. Однако практически увеличение этого момента ограничивается техническими возможностями. Так, увеличение момента инерции I ротора ограничивается габаритами гиромотора и его весом. Увеличение же угловой скорости Й вращения ротора ограничивается допустимыми напряжениями материала маховика и долговечностью шариковых подшипников. Вот почему маховики роторов должны изготовляться из прочного, однородного, высокого удельного веса и удовлетворительно механически обрабатываемого материала. Данным требованиям соответствуют хромомарганцевые, хромоникелевые и высокоуглеродистые стали. В некоторых прецизионных высокооборотных гиромоторах маховики изготовляются из высоколегированной стали марки 35ХМЮА.
На рис. 5 приведены конструкции и конфигурации маховиков роторов, применяемых в электрических малогабаритных гиромоторах переменного тока, а в табл. 1 даны их характеристики.
Для уменьшения вентиляционных потерь, т. е. потерь на трение о воздух, на которые может тратиться до 85—95% мощности, потребляемой гиромотором, роторам придают обтекаемую форму, а снаружи их полируют.
Пакеты роторов электродвигателей собирают из отдельных штампованных из электротехнической стали пластин с равномерно расположенными по внутреннему диаметру пазами. Пазы пакета заливают алюминием или сплавом на его основе. Тем самым полу-- чают короткозамкнутую обмотку ротора. Такие роторы точно обрабатываются и покрываются тонкой антикоррозионной пленкой.
И
Маховик с запрессованной в него короткозамкнутой обмоткой должен быть с максимально высокой точностью статически и динамически уравновешен. При наличии статической неуравновешенности в процессе вращения ротора возникают центробежные силы инерции, меняющие свое направление с частотой, равной числу оборотов ротора. Эти повторяющиеся с высокой частотой нагрузки воспринимаются непосредственно подшипниками подвеса гироскопа. Шарики последних практически почти не перемещаются относи-
Рис. 5. Маховики роторов гиромоторов переменного тока |
Тельно его колец, поэтому указанные нагрузки передаются через шарики одним и тем же точкам колец подшипника. В результате на беговых дорожках колец подшипников подвеса образуются лунки, что резко увеличивает величину момента сил трения в опо-
Таблица 1 Характеристики маховиков роторов электрических малогабаритных гиромоторов
|
Рах подвеса и вызывает увеличение скорости прецессии гироскопа и, следовательно, уменьшение его точности. Динамическая неуравновешенность приводит к возникновению больших по своей амплитуде вынужденных колебаний гироскопа, которые обычно увеличивают угловую скорость его прецессии.