Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ
ПРОВЕРКА БАЛАНСИРОВКИ ГИРОМОТОРОВ
Установив необходимый натяг шарикоподшипников гиромотора, на балансировочной машине той же конструкции, на которой производилась балансировка ротора, в специальной рамке, как описано в главе 5, проверяют величину неуравновешенности в собранном гиромоторе. Проверку можно производить и на балансировочной машине другого типа, но имеющей точность не ниже той, на которой производилась балансировка ротора. При проверке неуравновешенности ротора в собранном гиромоторе необходимо иметь в виду, что, несмотря на самую тщательную балансировку ротора в рамке, при сборке гиромотора с этим ротором точность балансировки будет уже другой, так как меняется посадка наружных колец шарикоподшипников, изменяется осевой, а следовательно, и радиальный зазоры, изменяется соосность посадочных поверхностей в корпусе и крышке. Имеется ряд других причин, влияющих на уравновешенность ротора в собранном гиромоторе.
Прежде чем приступить к проверке неуравновешенности гиромотора, проверяют чувствительность балансировочной машины эталонным ротором по методике, описанной в гл. 5. Определив чувствительность балансировочной машины, на раму последней устанавливают собранный гиромотор и в обмотку статора подают напряжение через клеммы машины от высокочастотного генератора. Включая пусковую кнопку балансировочной машины, приводят во вращение ротор гиромотора и после того, как число оборотов ротора превысит соответствующее резонансной частоте, выключают кнопку, тем самым снимают напряжение со статорной обмотки. Число оборотов ротора снижается; величину неуравновешенности по шкале машины проверяют при числе оборотов, соответствующем резонансной частоте, сначала со стороны крышки, а затем со стороны корпуса по методике, описанной в гл. 5.
Величина неуравновешенности ротора в собранном гиромоторе допускается большей, чем при балансировке ротора, но должна соответствовать техническим условиям. Если неуравновешенность ротора в собранном гиромоторе выше допустимой, то гиромотор подлежит разборке. Ротор должен быть подвергнут дополнительной балансировке отдельно в рамке, после чего гиромотор собирают вновь, устанавливают натяг и проверяют неуравновешенность ротора в собранном гиромоторе. Проверив неуравновешенность ротора, гиромоторы, признанные годными, укладывают в тару и переносят в помещение контрольно-испытательной станции для проведения 6-часовых предварительных испытаний, описанных в гл. 7.
Гиромоторы, у которых после предварительных 6-часовых испытаний все параметры оказались в пределах требований технических условий, снова подвергаются проверке на балансировочной машине для установления сохранения уравновешенности ротора. Неуравновешенность в гиромоторах после 6-часовых испытаний проверяется таким же образом, как и после сборки: сначала проверяется чувствительность машины, затем проверяется уравновешенность ротора сначала со стороны крышки, а затем — со стороны корпуса. Величина неуравновешенности может быть немного больше, чем до испытания, но должна укладываться в величину, указанную техническими условиями.
Если при проверке неуравновешенность окажется больше допустимой, то гиромотор подвергается переборке, выявляются причины увеличения неуравновешенности, ротор дополнительно балансируется. После устранения причины появления увеличенной неуравновешенности гиромотор собирается обычным порядком. Как правило, в гиромоторах, проходящих повторную сборку, меняют шарикоподшипники. У прошедших проверку и уложившихся в пределы допустимой неуравновешенности гиромоторов определяют стабильность, в процессе 6-часовых испытаний, величины осевого натяга. Для этого гиромотор помещают в то же приспособление, в котором устанавливался натяг. Ножку миниметра помещают в отмеченную точку на крышке, отпускают контргайку и подшипниковую гайку со стороны крышки и фиксируют показания миниметра. Расхождения в показаниях миниметра при установлении натяга и после 6-часовых испытаний должны составлять величину, не превышающую установленную для данного типа гиромотора техническими условиями.
Если разница получится значительной, то это указывает на увеличение или уменьшение натяга во время работы гиромотора, следовательно, натяг нестабилен. Причина нестабильности натяга должна быть выяснена и устранена.
В большинстве случаев причиной уменьшения натяга является частичное отвинчивание резьбовых соединений подшипниковых гаек и винтов, крепящих крышку к корпусу. В силу этого резьбам в гиромоторах уделяется особое внимание. Резьбовые соединения подшипниковых гаек с резьбами в гнездах корпуса и крышки должны быть при сборке притерты друг к другу, что достигается ввинчиванием и вывинчиванием гаек по несколько раз. Контргайка также должна быть притерта. Предварительная притирка сглаживает гребешки, полученные в процессе нарезания резьбы, и тем самым устраняет их смятие при затяжке гаек. Необходимо обращать внимание и""на*плотность ввинчивания винтов, крепящих крышку к корпусу. Винты должны, как было сказано выше, завинчиваться по всей длине резьбового соединения плотно.
Устранение осевого натяга, как и его установление, должно производиться тогда, когда гиромоторы остынут до нормальной температуры. У гиромоторов, у которых уменьшился натяг шарикоподшипников, выявляют причину этого, и только после устранения причины уменьшения натяга гиромоторы поступают на повторную сборку и испытания.