Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ШЕСТИЧАСОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Собранные предварительно гиромоторы с установленным необходимым осевым натягом, проверенные на величину неуравновешенности ротора на балансировочной машине, укладывают в специальную тару и выдерживают в течение 1—1,5 часа в помещении
Контрольно-испытательной станции, после чего измеряют омическое сопротивление обмотки статора. Для этого каждые две фазы обмотки поочередно подключают к клеммам мостика и по его показаниям определяют сопротивления фаз и разность сопротивлений между фазами. Если температура окружающего воздуха отличается от + 20°, то сопротивление обмотки статора пересчитывается по формуле
Rm—RT 255 ом, 20 т 235 + Т
Где R20 — сопротивление обмотки при температуре +20°;
Rr— измеренная величина сопротивления при температуре Т;
Т — температура окружающего воздуха в °С, при которой произведено измерение RT.
Гиромоторы, у которых статорная обмотка имеет сопротивление, отличающееся от указанного в чертеже, не должны поступать на дальнейшие испытания.
После измерения омического сопротивления обмотки статора проверяют сопротивление ее изоляции и сопротивление изоляции всех токоведущих частей гиромотора относительно корпуса мегомметром, развивающим при вращении ручки напряжение 500 в постоянного тока. При измерении одну клемму мегомметра соединяют с одним из концов статорной обмотки; другой конец обмотки соединяют с корпусом гиромотора. Величину сопротивления изоляции отсчитывают по шкале мегомметра. Сопротивление обмотки статора и всех токоведущих частей относительно корпуса не должно быть ниже указанных в технических условиях для данного типа. Длительность испытания должна быть не менее 3 сек. Гиромоторы, величина сопротивления изоляции обмоток которых не соответствует требованиям технических условий, бракуются.
Проверенные гиромоторы, у которых величина омического сопротивления и сопротивления изоляции соответствует требованиям технических условий, устанавливаются на специальный пульт, схема которого показана на рис. 129, для дальнейшей проверки номинальных данных обкатки шарикоподшипников и выявления возможных дефектов.
Пульт состоит из каркаса, в котором находятся для крепления гиромоторов гнезда (в них гиромоторы устанавливаются горизонтально); статорные обмотки испытуемых гиромоторов подключаются параллельно к сети пульта, питаемого от специального высокочастотного генератора. Технологическими концами или специальными зажимами гиромоторы подключают к клеммам пульта.
Определяя правильность подключения статорной обмотки к соответствующим клеммам пульта, при пуске замечают через отверстие в корпусе направление вращения ротора, который должен вращаться по часовой стрелке, если смотреть в отверстие задней стенки корпуса гиромотора.
На пульте гиромоторы подключаются к напряжению последовательно не менее чем через 5 сек., в строго определенном порядке, и при работе измеряют их остальные параметры согласно техническим условиям.
Время разгона гиромотора
Для определения времени разгона необходимо в момент подачи гиромотору напряжения заметить по секундомеру время и по прошествии 4 мин. работы гиромотора измерить силу тока в одной из его фаз. Силу тока измеряют у всех подключенных к пульту гиромоторов последовательно, включая амперметр в цепь каждого из них.
После 20 мин. работы гиромотора измеряют силу тока в той же фазе. Величина тока, полученная при первом измерении, не должна превышать силу тока, полученную при втором измерении более чем на 10%. Если величина тока будет отличаться больше, чем на 10%, то гиромотор считается неудовлетворительно разгоняющимся и бракуется. Ток в гиромоторах измеряется в той же последовательности, в какой гиромоторы были подключены на пульте под напряжение. Разрыв' 5 сек. между подключениями гиромоторов, осуществляемый включением амперметра в фазы обмотки трехполюс - ным рубильником, необходим для измерения токов в фазах.
Измерение силы тока в трех фазах гиромотора
В гиромоторах, которые нормально разогнались через 20 мин. после включения, измеряют силу тока во всех трех фазах; при определенном напряжении сила тока должна быть не более указанной в технических условиях. Гиромоторы, у которых величина
Рис. 130. Схема электроопти - комеханического тахометриче - ского стробоскопа |
Силы тока не соответствует требуемой, к дальнейшим испытаниям не допускаются. Выявляются причины, приведшие к этому виду брака.
Скорость вращения ротора гиромотора
После измерения тока во всех трех фазах открывают одно окно в корпусе гиромотора и измеряют скорость вращения ротора. Перед измерением числа оборотов ротора устанавливают по приборам: по вольтметру—необходимую величину напряжения и по частотомеру — частоту, погрешность которой не должна быть выше 5%.
Скорость вращения ротора измеряется тахометрическим стробоскопом (рис. 130) следующим образом: стробоскопический диск 1, имеющий смотровую щель 2, приводится в быстрое вращение с по
стоянной скоростью электродвигателем 3. На роторе делается, как описано в гл. 5, перед повторной окраской специальная спираль, на которую и наводят луч света от лампы накаливания; луч попадает через линзу 4 на шкалу 5. Увеличенное изображение шкалы видно в зеркале 6. Таким образом, одновременно наблюдают за шкалой в зеркале и через две противоположные смотровые щели за спиралью ротора, освещенную через линзу 7. Регулированием скорости вращения электродвигателя добиваются совпадения числа оборотов стробоскопа и ротора, которое будет при кажущейся остановке ротора. В этот момент отсчитывают показание по шкале стробоскопа.
При измерении скорости вращения электронным стробоскопом наводят световой луч на спираль, нанесенную на роторе, и вращают ручку, настраивая генератор на необходимую частоту, при которой ротор будет казаться остановившимся. В этот момент отсчитывают показание по шкале в оборотах.
Мощность, потребляемая гиромотором
Потребляемую мощность измеряют не ранее чем через 20 мин. после начала работы гиромотора при рабочем напряжении двумя ваттметрами, включенными в фазы обмотки по схеме Арона. При измерении мощности необходимо следить за показаниями вольтметра и частотомера, которые должны укладываться в пределы, предусмотренные техническими условиями.
Обкатку гиромоторов производят в течение первого часа при нормальном напряжении и частоте, в течение второго часа — при максимально возможном при эксплуатации напряжении и той же частоте и так чередуют в течение 6 час. испытания. Некоторые гиромоторы обкатываются в течение б час. без изменения напряжения и частоты.
В процессе обкатки периодически следят за работой каждого гиромотора, измеряя токи в каждой фазе обкатки амперметром, прощупывая корпус для определения его нагрева, измеряя шум шарикоподшипников, для чего один конец палочки или карандаша прикладывают к корпусу в местах расположения шарикоподшипников, а другой конец — к уху. Шум должен быть однотонным без периодических толчков. Глухой прерывистый шум указывает на то, что шарикоподшипник загрязнен; свистящий звук — на то, что шарикоподшипник смазан недостаточно. Прослушивая шарикоподшипниковый узел, необходимо учитывать специфику работы узла и характер шума при его работе; при известном навыке прослушиванием можно легко выявить ненормально работающие шарикоподшипниковые узлы.
При обкатке в начальный период времени происходит некоторое повышение температуры шарикоподшипникового узла, которое при хороших изготовлении шарикоподшипника, деталей узла « его сборке обычно должно прекратиться через некоторое время работы гиромотора. Температура узла должна понизиться и держаться на одном уровне. Если температура повышается резко, следует испытания гиромотора прекратить и определить причину, вызвавшую повышение температуры шарикоподшипникового узла.
При правильной сборке гиромотора токи в фазах обмотки в начале испытаний будут несколько повышенными; в процессе дальнейшей работы они должны снизиться до некоторой установившейся величины. Если токи в процессе работы неуклонно возрастают, необходимо испытания прекратить и выяснить причину ненормальной работы гиромотора.
Перед окончанием испытания в течение последнего часа снова измеряют токи в каждой фазе обмотки и число оборотов каждого гиромотора. В момент отключения статорных обмоток от сети измеряют их омическое сопротивление, что необходимо для определения перегрева обмотки статора.
Перегрев обмотки статора гиромотора
Определяя перегрев, измеряют омическое сопротивление обмотки статора сразу же после отключения гиромотора на мостике, в той же фазе обмотки, в которой производилось измерение в холодном состоянии, и температуру перегрева подсчитывают по формуле
Т= (235 + tj + tl + t2,
Х 1-2
Где RTl_2 — сопротивление двух фаз обмотки статора, измеренное в момент выключения гиромотора; Т — температура перегрева обмотки статора, °С;
Rxi_2 — сопротивление двух фаз обмотки статора, измеренное перед началом испытаний гиромотора; t1 — температура окружающей среды при измерении сопротивления Rx j_2; t2 — температура окружающей среды при измерении обмотки /?г1_2.
Температура перегрева не должна превышать указанной в технических условиях.
Время выбега гиромотора
Время выбега измеряется в конце 6-часовых испытаний у гиромотора, находящегося в горячем состоянии. У некоторых типов гиромоторов выбег измеряется, когда гиромотор находится в холодном состоянии. В этом случае гиромоторам, прошедшим 6-часовые испытания, дают остыть в течение не менее 1,5 часа при нормальной окружающей температуре; после остывания гиромоторы снова последовательно через 5 сек. подключают к нормальному напряжению и после 20 мин. работы определяют время выбега каждого из
Них. Определяя выбег, фиксируют точно время отключения обмоток статора от сети и время полного останова ротора гиромотора. Таким образом, время вращения ротора без питания электрической энергией и будет равняться выбегу гиромотора. Выбег ротора, контролируемый проверкой вращения ротора по инерции, должен укладываться в пределы между минимальной и максимальной величинами, ограниченными техническими условиями.
Выбег характеризует качество шарикоподшипников, качество смазки и в особенности ее пенетрации, величину осевого натяга шарикоподшипников и качество сборки.
При наличии в шарикоподшипниках металлических частиц или других загрязнений выбег, как правило, снижается. При некачественной смазке и, в частности, при увеличенной пенетрации выбег уменьшается.
При увеличенном натяге или перекосе посадочных мест шарикоподшипников крышки по отношению к посадочным местам корпуса выбег уменьшается. С уменьшением натяга в процессе работы гиромотора или при недостаточном натяге, установленном первоначально, выбег значительно увеличивается.
Величина выбега очень показательна с точки зрения качества характеристики гиромотора, вследствие чего выбег должен измеряться тщательно как при предварительных, так и при других испытаниях гиромотора.
После определения выбега гиромотору дают остыть и измеряют на балансировочной машине, у которой предварительно проверена чувствительность эталонным ротором, величину неуравновешенности при числе оборотов, соответствующем резонансной частоте сначала со стороны крышки, затем со стороны корпуса по описанному в гл. 6 методу. Если величина неуравновешенности превышает допустимую техническими условиями, гиромотор разбирают, ротор дополнительно балансируют, и гиромотор подвергают вновь 6-часовым предварительным испытаниям. У тех гиромоторов, у которых неуравновешенность не превышает допустимую техническими условиями, проверяют осевой натяг на приспособлении, описанном в гл. 6.
Результаты измерения записываются в карту испытаний или в специальный журнал. Гиромоторы, параметры которых при всех проверках во время предварительных испытаний укладываются в необходимые пределы, подвергаются разборке, проверке и окончательной сборке.