Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СБОРКА
Предварительная сборка гиромотора заключается в том, что Детали и узлы, скомплектованные для сборки определенного количества гиромоторов, проходят подборку. После подборки деталей и узлов записывают их номера, собирают гиромоторы и подвергают их предварительным испытаниям, при которых выявляются все дефекты, и прирабатывают шарикоподшипники, з Сборку начинают со снятия крышки с кор - пуса и прогонки в нем винтами резьбовых от - ({ \\ верстий под крепежные винты. Подбирают шарикоподшипниковые крышки ввертыванием их в корпус и крышку. После прогонки резьб промывают бензином винты и резьбовые отверстия корпуса, гайки, подшипниковые крышки, протирают внутреннюю поверхность корпуса и просушивают детали на воздухе до полного удаления запаха бензина. Посадочные поверхности и резьбы просматривают под лупой с 6-кратным увеличением. При обнаружении забоин, рако - вин, срывов резьбовых ниток и других дефектов корпусы и крышки отбраковываются. Вынимают ротор и шарикоподшипники из эксикатора и промывают волосяной кисточкой в чистом авиационном бензине внутренние кольца шарикоподшипников и крепящие их гайки. Ротор просушивают на воздухе до удаления бензина, протирают его с внутренней и наружной стороны батистовой салфеткой, осматривают внутренние кольца шарикоподшипников на роторе. На них не должно быть трещин, площадок деформаций и других дефектов. Шероховатость поверхности не должна быть выше допустимой. Осмотр ведется под лупой с 6-кратным увеличением.
2, |
/ |
/ |
Рис. 119 Пинцет. |
1 — ножка ннческого 2 — штифт; 3 — пру Жина |
З орга - стекла; |
Ротор помещают на предварительно протертую подставку (см. рис. 105) открытой стороной вверх и устанавливают в него статор с крышкой. Наружное кольцо и сепаратор шарикоподшипника вынимают из бумаги и погружают их в ванну с бензином. Детали промывают последовательно в трех стеклянных или фарфоровых, закрывающихся сверху стеклянными пластинами, ванночках с бензином «Калоша» или Б-70. Детали держат пинцетом со специальными наконечниками (см. рис. 119). Наружные кольца и сепаратор просушивают на воздухе до испарения бензина. Для ускорения просушки детали обдувают воздухом из резиновых спринцовок. После промывки и просушки наружные кольца и сепаратор тщательно осматривают под лупой с 6-кратным увеличением, следя за тем, чтобы не было трещин, отслоений металла на беговой до
рожке, следов коррозии и других повреждений. Шарики промывают в специальных сетках (см. рис. 106) 5—6-кратным последовательным погружением в три ванны с бензином. После промывки детали просушивают воздухом из спринцовки, протирают безворсной бумагой и просматривают каждый шарик под лупой 6-кратного увеличения, следя за отсутствием площадок деформации, коррозии и
Других дефектов.
При наличии дефекта хотя бы на одном шарике шарикоподшипник бракуется, и ротор снова балансируется с другим шарикоподшипником.
Рис. 120. Дозатор для Рис, 121. Державка из органического стекла смазки. для установки шариков в сепаратор / — головка; 2 — корпус; 3 — пружина; 4 — винт |
Промытые и просушенные детали шарикоподшипника укладывают на салфетку
СЕ
|
Из лакоткани, на которую предварительно специальным дозатором (рис. 120) выдавливают 30—40 мг смазки ЦИАТИМ-202 и тщательно покрывают ею всю поверхность деталей шарикоподшипника.
Аналогично поступают и со вторым шарикоподшипником. Необходимо иметь в виду, как было выше сказано, что радиально - упорные шарикоподшипники выпускаются с невзаимозаменяемыми кольцами и шариками. Поэтому при монтаже шарикоподшипников нельзя допускать, чтобы их детали были перепутаны; не следует допускать, например, чтобы наружные или внутренние кольца или шарики одного шарикоподшипника были заменены кольцами или шариками другого.
Смазанный сепаратор с шариками устанавливают через отверстие в крышке под шарикоподшипник на внутреннее кольцо шарикоподшипника, насаженное и закрепленное гайкой до балансировки ротора, и при помощи специальной державки (рис. 121) помещают
шарики на беговую дорожку „внутреннего кольца. Затем устанавливают наружное кольцо в гнездо под [шарикоподшипник крышки, досылая кольцо до упора ввертыванием специальной гайки; после того, как кольцо дойдет до упора, гайку вывертывают.
Монтаж внешнего кольца в гнездо^крышки осуществляется подбором таким образом, чтобы оно входило без перекоса под нажимом большого' пальца правой руки. Если наружное кольцо установлено с перекосом, то дорожка качения сместится, шарики при движении получат переменную скорость и создадут (дополнительное давление на сепаратор, что может вызвать его поломку. Наружное кольцо не должно провертываться в гнезде.
Характер распределения надряжений внутри шарикоподшипника для внутреннего и наружного колец различен, поэтому, как правило, требуется различная посадка колец шарикоподшипника на шейку оси и в гнездо корпуса или крышки. Как было сказано в гл. 5, посадка шарикоподшипника на шейку осуществляется по системе отверстия, а в гнездо корпуса и крышки — по системе вала.
При установке шарикоподшипника на шейку или в гнездо корпуса или крышки со значительным натягом кольца шарикоподшипника деформируются, диаметр внутреннего кольца увеличивается, а наружного уменьшается. Вследствие этого диаметральный зазор (рис. 122) между дорожками качения и шариками уменьшается от
До
<?i=A-(A + 24,)
Для случая напрессовки шарикоподшипника на шейку и до
Для случая запрессовки шарикоподшипника в гнездо корпуса или крышки.
Здесь Dx — диаметр беговой дорожки внутреннего кольца до и после напрессовки на шейку; D'2 — диаметр дорожки качения наружного кольца до и после запрессовки в гнездо.
Таким образом, при напрессовке шарикоподшипника с натягом радиальный зазор шарикоподшипника уменьшается на
Ориентировочно уменьшение зазора можно подсчитать но формуле
. г. О. ШК
ДІЛ =---------------------------- ,
1 d. + 5,85 (1 — К3)
Где h — теоретический натяг при посадке на вал;
К = — — коэффициент, изменяющийся от 0,9 до 0,7 в зависі симости от типа шарикоподшипника; d — внутренний диаметр шарикоподшипника.
Считают, что изменение диаметров дорожек качения внутреннего кольца примерно равно 0,7, а наружного кольца — 0,8 фактического натяга.
Таким образом, если посадку обоих колец шарикоподшипника осуществить с соответствующим натягом, то вследствие увеличения диаметра внутреннего кольца и уменьшения диаметра наружного кольца шарики могут даже защемиться.
При эксплуатации гиромоторов кольца нагреваются. Внутреннее кольцо при этом нагревается несколько больше, чем наружное. Разность температур между кольцами в радиально-упорных шарикоподшипниках, как установлено опытным путем, не превышает 10°. Изменение температуры также влияет на величину радиального зазора шарикоподшипника. Уменьшение зазора от изменения температуры можно подсчитать по формуле, приведенной в гл. 4.
Посадка обоих колец с некоторым зазором недопустима, так как нельзя будет достигнуть необходимой точности центрирования и балансировки. Внутреннее и наружное кольца шарикоподшипника, находящегося под действием постоянной радиальной нагрузки, работают не в одинаковых условиях. У внутреннего кольца, вращающегося с ротором, дорожка качения изнашивается равномерно. В неподвижном, находящемся в гнезде корпуса или крышки кольце при дебалансе ротора, нагрузка все время воспринимается одним и тем же небольшим участком дорожки качения, которая постепенно разрушается. Для уменьшения износа необходима такая посадка неподвижного кольца в гнезде корпуса и крышки, при которой кольцо имело бы возможность незначительно повертываться.
После установки шарикоподшипника в гнездо крышки выемку в подшипниковой гайке заполняют смазкой ЦИАТИМ-202 на половину объема, распределяя смазку по стенкам, и слегка смазывают заходную часть резьбы в гайке. При постановке смазки в тюбиках ее верхний слой толщиной в 3—4 мм для смазки шарикоподшипников применять нельзя, так как в этом слое могут быть металлические частицы, появившиеся при вытяжке тюбика.
Вслед за этим ключом (рис. 123) ввертывают гайку со смазкой до упора в наружное кольцо шарикоподшипника. Ротор с крышкой перевертывают на подставке. Устанавливают сепаратор с шариками, заправляя их специальной державкой в беговую дорожку внутреннего кольца, насаженного на^шеику ротора, со стороны корпуса. Вставляют в гнездо корпуса внешнее кольцо шарикоподшипника при помощи специальной гайки. Корпус с внутренним кольцом надевают на ротор с сепаратором и шариками и завертывают до упора подшипниковую гайку, предварительно уложив в нее,
До заполнения половины объема, смазку ЦИАТИМ-202.
Гиромотор перевертывают на подставке крышкой вверх; крышку повертывают в соответствии с чертежом, ослабив на 2—3 оборота подшипниковую гайку. Крышку устанавливают на замок корпуса до упора и снова подтягивают подшипниковую гайку. Затем крышку со статором привертывают к корпусу винтами, сначала ввернув их предварительно, а затем окончательно с необходимой затяжкой. Окончательную затяжку производят равномерно, завинчивая диаметрально противоположные винты. Подшипниковую гайку завертывают без усилий до упора. Можно ставить только те винты, которые плотно, без качки, завертываются до конца.
|
Рис. 123. Специальный ключ для завертывания подшипниковых гаек. / — ось; 2 — скоба; 3 и 4 — |
Ось; 2 — скоба; штифты |
После предварительной сборки на гиромотор выписывается карта испытания, в которую вписываются порядковый номер гиромотора, выбитый на фирменной планке, номера шарикоподшипников, номер ротора, усилие посадки внутренних колец и другие необходимые параметры. В карте расписывается сборщик, собиравший гиромотор, после чего он производит сам или передает гиромотор другому сборщику для регулирования натяга шарикоподшипников.