Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СБОРКА
Предварительная сборка гиромотора заключается в том, что Детали и узлы, скомплектованные для сборки определенного количества гиромоторов, проходят подборку. После подборки деталей и узлов записывают их номера, собирают гиромоторы и подвергают их предварительным испытаниям, при которых выявляются все дефекты, и прирабатывают шарикоподшипники, з Сборку начинают со снятия крышки с кор - пуса и прогонки в нем винтами резьбовых от - ({ \\ верстий под крепежные винты. Подбирают шарикоподшипниковые крышки ввертыванием их в корпус и крышку. После прогонки резьб промывают бензином винты и резьбовые отверстия корпуса, гайки, подшипниковые крышки, протирают внутреннюю поверхность корпуса и просушивают детали на воздухе до полного удаления запаха бензина. Посадочные поверхности и резьбы просматривают под лупой с 6-кратным увеличением. При обнаружении забоин, рако - вин, срывов резьбовых ниток и других дефектов корпусы и крышки отбраковываются. Вынимают ротор и шарикоподшипники из эксикатора и промывают волосяной кисточкой в чистом авиационном бензине внутренние кольца шарикоподшипников и крепящие их гайки. Ротор просушивают на воздухе до удаления бензина, протирают его с внутренней и наружной стороны батистовой салфеткой, осматривают внутренние кольца шарикоподшипников на роторе. На них не должно быть трещин, площадок деформаций и других дефектов. Шероховатость поверхности не должна быть выше допустимой. Осмотр ведется под лупой с 6-кратным увеличением.
2, |
/ |
/ |
Рис. 119 Пинцет. |
1 — ножка ннческого 2 — штифт; 3 — пру Жина |
З орга - стекла; |
Ротор помещают на предварительно протертую подставку (см. рис. 105) открытой стороной вверх и устанавливают в него статор с крышкой. Наружное кольцо и сепаратор шарикоподшипника вынимают из бумаги и погружают их в ванну с бензином. Детали промывают последовательно в трех стеклянных или фарфоровых, закрывающихся сверху стеклянными пластинами, ванночках с бензином «Калоша» или Б-70. Детали держат пинцетом со специальными наконечниками (см. рис. 119). Наружные кольца и сепаратор просушивают на воздухе до испарения бензина. Для ускорения просушки детали обдувают воздухом из резиновых спринцовок. После промывки и просушки наружные кольца и сепаратор тщательно осматривают под лупой с 6-кратным увеличением, следя за тем, чтобы не было трещин, отслоений металла на беговой до
рожке, следов коррозии и других повреждений. Шарики промывают в специальных сетках (см. рис. 106) 5—6-кратным последовательным погружением в три ванны с бензином. После промывки детали просушивают воздухом из спринцовки, протирают безворсной бумагой и просматривают каждый шарик под лупой 6-кратного увеличения, следя за отсутствием площадок деформации, коррозии и
Других дефектов.
При наличии дефекта хотя бы на одном шарике шарикоподшипник бракуется, и ротор снова балансируется с другим шарикоподшипником.
Рис. 120. Дозатор для Рис, 121. Державка из органического стекла смазки. для установки шариков в сепаратор / — головка; 2 — корпус; 3 — пружина; 4 — винт |
Промытые и просушенные детали шарикоподшипника укладывают на салфетку
СЕ
Из лакоткани, на которую предварительно специальным дозатором (рис. 120) выдавливают 30—40 мг смазки ЦИАТИМ-202 и тщательно покрывают ею всю поверхность деталей шарикоподшипника.
Аналогично поступают и со вторым шарикоподшипником. Необходимо иметь в виду, как было выше сказано, что радиально - упорные шарикоподшипники выпускаются с невзаимозаменяемыми кольцами и шариками. Поэтому при монтаже шарикоподшипников нельзя допускать, чтобы их детали были перепутаны; не следует допускать, например, чтобы наружные или внутренние кольца или шарики одного шарикоподшипника были заменены кольцами или шариками другого.
Смазанный сепаратор с шариками устанавливают через отверстие в крышке под шарикоподшипник на внутреннее кольцо шарикоподшипника, насаженное и закрепленное гайкой до балансировки ротора, и при помощи специальной державки (рис. 121) помещают
шарики на беговую дорожку „внутреннего кольца. Затем устанавливают наружное кольцо в гнездо под [шарикоподшипник крышки, досылая кольцо до упора ввертыванием специальной гайки; после того, как кольцо дойдет до упора, гайку вывертывают.
Монтаж внешнего кольца в гнездо^крышки осуществляется подбором таким образом, чтобы оно входило без перекоса под нажимом большого' пальца правой руки. Если наружное кольцо установлено с перекосом, то дорожка качения сместится, шарики при движении получат переменную скорость и создадут (дополнительное давление на сепаратор, что может вызвать его поломку. Наружное кольцо не должно провертываться в гнезде.
Характер распределения надряжений внутри шарикоподшипника для внутреннего и наружного колец различен, поэтому, как правило, требуется различная посадка колец шарикоподшипника на шейку оси и в гнездо корпуса или крышки. Как было сказано в гл. 5, посадка шарикоподшипника на шейку осуществляется по системе отверстия, а в гнездо корпуса и крышки — по системе вала.
При установке шарикоподшипника на шейку или в гнездо корпуса или крышки со значительным натягом кольца шарикоподшипника деформируются, диаметр внутреннего кольца увеличивается, а наружного уменьшается. Вследствие этого диаметральный зазор (рис. 122) между дорожками качения и шариками уменьшается от
До
<?i=A-(A + 24,)
Для случая напрессовки шарикоподшипника на шейку и до
Для случая запрессовки шарикоподшипника в гнездо корпуса или крышки.
Здесь Dx — диаметр беговой дорожки внутреннего кольца до и после напрессовки на шейку; D'2 — диаметр дорожки качения наружного кольца до и после запрессовки в гнездо.
Таким образом, при напрессовке шарикоподшипника с натягом радиальный зазор шарикоподшипника уменьшается на
Ориентировочно уменьшение зазора можно подсчитать но формуле
. г. О. ШК
ДІЛ =---------------------------- ,
1 d. + 5,85 (1 — К3)
Где h — теоретический натяг при посадке на вал;
К = — — коэффициент, изменяющийся от 0,9 до 0,7 в зависі симости от типа шарикоподшипника; d — внутренний диаметр шарикоподшипника.
Считают, что изменение диаметров дорожек качения внутреннего кольца примерно равно 0,7, а наружного кольца — 0,8 фактического натяга.
Таким образом, если посадку обоих колец шарикоподшипника осуществить с соответствующим натягом, то вследствие увеличения диаметра внутреннего кольца и уменьшения диаметра наружного кольца шарики могут даже защемиться.
При эксплуатации гиромоторов кольца нагреваются. Внутреннее кольцо при этом нагревается несколько больше, чем наружное. Разность температур между кольцами в радиально-упорных шарикоподшипниках, как установлено опытным путем, не превышает 10°. Изменение температуры также влияет на величину радиального зазора шарикоподшипника. Уменьшение зазора от изменения температуры можно подсчитать по формуле, приведенной в гл. 4.
Посадка обоих колец с некоторым зазором недопустима, так как нельзя будет достигнуть необходимой точности центрирования и балансировки. Внутреннее и наружное кольца шарикоподшипника, находящегося под действием постоянной радиальной нагрузки, работают не в одинаковых условиях. У внутреннего кольца, вращающегося с ротором, дорожка качения изнашивается равномерно. В неподвижном, находящемся в гнезде корпуса или крышки кольце при дебалансе ротора, нагрузка все время воспринимается одним и тем же небольшим участком дорожки качения, которая постепенно разрушается. Для уменьшения износа необходима такая посадка неподвижного кольца в гнезде корпуса и крышки, при которой кольцо имело бы возможность незначительно повертываться.
После установки шарикоподшипника в гнездо крышки выемку в подшипниковой гайке заполняют смазкой ЦИАТИМ-202 на половину объема, распределяя смазку по стенкам, и слегка смазывают заходную часть резьбы в гайке. При постановке смазки в тюбиках ее верхний слой толщиной в 3—4 мм для смазки шарикоподшипников применять нельзя, так как в этом слое могут быть металлические частицы, появившиеся при вытяжке тюбика.
Вслед за этим ключом (рис. 123) ввертывают гайку со смазкой до упора в наружное кольцо шарикоподшипника. Ротор с крышкой перевертывают на подставке. Устанавливают сепаратор с шариками, заправляя их специальной державкой в беговую дорожку внутреннего кольца, насаженного на^шеику ротора, со стороны корпуса. Вставляют в гнездо корпуса внешнее кольцо шарикоподшипника при помощи специальной гайки. Корпус с внутренним кольцом надевают на ротор с сепаратором и шариками и завертывают до упора подшипниковую гайку, предварительно уложив в нее,
До заполнения половины объема, смазку ЦИАТИМ-202.
Гиромотор перевертывают на подставке крышкой вверх; крышку повертывают в соответствии с чертежом, ослабив на 2—3 оборота подшипниковую гайку. Крышку устанавливают на замок корпуса до упора и снова подтягивают подшипниковую гайку. Затем крышку со статором привертывают к корпусу винтами, сначала ввернув их предварительно, а затем окончательно с необходимой затяжкой. Окончательную затяжку производят равномерно, завинчивая диаметрально противоположные винты. Подшипниковую гайку завертывают без усилий до упора. Можно ставить только те винты, которые плотно, без качки, завертываются до конца.
Рис. 123. Специальный ключ для завертывания подшипниковых гаек. / — ось; 2 — скоба; 3 и 4 — |
Ось; 2 — скоба; штифты |
После предварительной сборки на гиромотор выписывается карта испытания, в которую вписываются порядковый номер гиромотора, выбитый на фирменной планке, номера шарикоподшипников, номер ротора, усилие посадки внутренних колец и другие необходимые параметры. В карте расписывается сборщик, собиравший гиромотор, после чего он производит сам или передает гиромотор другому сборщику для регулирования натяга шарикоподшипников.