Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ
Обработка цапф с корпусом
Перед креплением цапф к корпусу приклепывают заклепками фирменную планку. Цапфы перед креплением тщательно обезжиривают, протирая салфеткой, смоченной в бензине, и смазывают посадочные места антикоррозионной смазкой ЦИАТИМ-202. Обезжиривают посадочные места в корпусе, также протирая их салфеткой, смоченной в бензине; затем устанавливают цапфы короткой шейкой в расточенные отверстия корпуса, а торцами буртика — в выточку в приливах корпуса. Двойная фиксация цапф в корпусе, по шейкам и торцу буртика, обрабатываемых с одного установа, обеспечивает их перпендикулярность, а следовательно, точную установку гиромотора в кардановом подвесе гироскопа. Установив цапфы и совместив отверстия для крепления, в резьбу отверстий корпуса вливают по одной капле нитроэмали для предохранения от самоотвинчивания; затем ввертывают без затяжки через сквозные отверстия с зенковкой в буртике цапфы винты в резьбовые отверстия корпуса. Производят постепенно с одинаковым усилием затяжку винтов; необходимо следить, чтобы не было порчи прорези головки винта. Должно быть также обращено внимание на то, чтобы винты не выступали во внутрь корпуса, в противном случае они могут задевать вращающийся ротор.
Закрепив цапфы, подбирают к корпусу крышку, которая должна садиться на замок корпуса от руки с небольшим натягом. Устанавливают гладкую оправку в отверстия под шарикоподшипники корпуса и крышки и в центрах (рис. 41) проверяют перпендикулярность этих отверстий, которая должна укладываться в 0,05 мм на длине 100 мм. Оправка должна входить в отверстия корпуса и крышки плотно, но без значительного усилия. Если перпендикулярность не выдерживается, подбирают вторую крышку и т. д., до обеспечения перпендикулярности в пределах допуска. Крышка, подобранная к корпусу по замку и соосности гнезд под шарикоподшипники, не должна заменяться другой как при операциях механической обработки, так и при сборке гиромотора. На крышке клеймят несмывающейся краской или металлическим клеймом номер гиромотора, который выбивается на фирменной планке до ее крепления к корпусу. Крышку свободно скрепляют с корпусом специальным винтом, проходящим через отверстия под шарикоподшипники корпуса и крышки, и в таком виде корпус с цапфами шлифуют.
Перед шлифованием на одну из цапф устанавливают и закрепляют хомутик, смазывают центровые отверстия и затем вставляют корпус с цапфами в центры станка и обкатывают их в течение нескольких минут. Сначала шлифуют предварительно одну шейку цапфы с припуском іа окончательное шлифование 0,05 — 0,06 мм, затем перевертывает корпус в центрах и шлифуют шейку на второй цапфе, предварительно, с тем же припуском. В той же последовательности шлифуют окончательно шейки и торцы цапф, выдерживая размеры посадочных мест по первому классу точности, обеспечивая торцовое биение в пределах 0,005 мм и заданный размер между торцами шеек цапф при шероховатости поверхности 7-го класса. Несоосность шеек после шлифования должна быть не более 0,01 мм, а биение их поверхности не более 0,02 мм.
Рис. 41. Схема проверки перпендикулярности цапф с осью корпуса и крышки |
Цапфы, как и шейки ротора, шлифуют на круглошлифовальных станках высокой точности с обильным охлаждением. Шлифовальный круг выбирается с зернистостью 60—120. Цапфы, имеющие длину больше ширины шлифовального круга, шлифуются методом продольной подачи; поперечная подача при этом за каждый продольный ход стола составляет от 0,005 до 0,007 мм. На последних проходах производят так называемое «выхаживание» или доводку шлифуемой поверхности цапф, состоящую из выполнения ряда
Чистовых проходов без подачи в глубину, что Способствует уменьшению шероховатости обрабатываемой поверхности и повышению точности обработки.
После шлифования цапф корпусы, перед хранением их в промежуточных кладовых, направляют на консервацию цапф, технология которой описана в гл. 4.