Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ
МЕТОДЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ БАЛАНСИРОВКИ
Рис. 90. Схема устройства для динамической балансировки роторов |
Как было показано выше, вращающийся цилиндр может быть уравновешен двумя противовесами, расположенными в двух несовпадающих плоскостях, перпендикулярных оси вращения. Вы-
Бор места приложения и величины уравновешивающего груза и является задачей динамической балансировки. Все методы динамической балансировки можно свести к двум основным: методу обхода грузом и методу максимальных отметок.
Чтобы получить более ясное представление о методе динамической балансировки роторов, рассмотрим схему одного из устройств.
На рис. 90 схематически показан уравновешиваемый ротор 1, разделенный по одному из торцов на восемь равных частей. Ротор укреплен на двух упругих подшипниковых опорах 2, изображенных в виде пружин. При уравновешивании одну из опор закрепляют неподвижно, а другую делают качающейся в вертикальной плоскости.
Метод «обхода грузом»
Уравновешивая по методу «обхода грузом», измеряют при резонансных оборотах ротора амплитуду вибрации не закрепленного подшипника и записывают ее. Затем поочередно на каждое пронумерованное деление торца ротора прикрепляют какой-либо - подходящий пробный груз и измеряют при резонансных оборотах амплитуду вибрации, вызванную этим грузом. По результатам замеров строят график (рис. 89, в), на котором по оси абсцисс откладывается развертка торца ротора, а по оси ординат — амплитуда вибрации незакрепленной опоры.
По полученным точкам кривой можно определить величину и положение уравновешивающего груза. Вес груза может быть определен по формуле:
GY=2Ga
'У - --!.<,
Макс "мин
Где Gn — вес пробного груза;
S — амплитуда колебания без пробного груза;
5макс — амплитуда колебания с пробным грузом максимальная;
Sm — амплитуда колебания с пробным грузом минимальная.
Если при подсчитанном по этой формуле грузе, установленном в наиболее низкой точке кривой, результаты уравновешивания окажутся неудовлетворительными, то следует изменить величину и местоположение груза на торце ротора. Если ротор окажется уравновешенным в одной плоскости первой опоры, то закрепляют опору второго торца ротора и производят уравновешивание второй плоскости аналогично первой. Необходимо учитывать, что подобранный уравновешивающий груз Gy второй плоскости вызовет нарушение уравновешенности плоскости первой опоры; для предотвращения этого нарушения в первой плоскости первой опоры устанавливают корректировочный груз GK, вес которого компенсирует возможное нарушение уравновешивания в плоскости первой опоры. Корректировочный груз укрепляют диаметрально противоположно грузу, расположенному в плоскости второй опоры; его вес
G=G
УЬ + с'
Установка корректировочного груза GK, в свою очередь, вызовет некоторое нарушение уравновешенности плоскости второй опоры; поэтому к уравновешивающему грузу Gy в плоскости второй опоры необходимо прибавить добавочный груз Ga, определяемый по формуле:
Здесь с — расстояние места приложения уравновешивающего груза от точки второй опоры до торца ротора; ! а — расстояние места приложения уравновешивающего груза от первой опоры до торца; b — длина ротора.
Для ускорения балансировки этим методом необходимо возможно точнее выбрать пробный груз. Н. В. Колесников на основании измерения амплитуды колебания при числе оборотов, превышающих резонансную частоту, предлагает применять подсчет пробного груза по формуле:
Где G — вес ротора;
Sp — размах колебаний ротора при числе оборотов, превышающих резонансную частоту;
R — радиус установки пробных грузов.
Ротор приводят во вращение с числом оборотов примерно в два раза большим резонансного и измеряют амплитуду колебания свободной опоры. При таком числе оборотов колебания происходят около центра тяжести.
Таким образом, балансировка методом «обхода грузом» состоит из двух стадий: определения положения уравновешивающего груза и определения величины уравновешивающего груза.
Определение неуравновешенности производится замером амплитуды вибрации незакрепленной опоры при резонансном числе оборотов, вначале при постоянном пробном уравновешивающем грузе, перемещающемся по окружности ротора, а затем при одном и том же положении уравновешивающего груза, но при его переменной величине. При правильно выбранном местоположении и величине груза амплитуда колебания незакрепленной опоры при резонансных оборотах ротора становится минимальной.
Этот метод динамической балансировки, хотя и является трудоемким, но как более точный, основанный только на измерении максимальных амплитуд вибрации подшипников, нашел широкое распространение при динамической балансировке ротора.
Метод балансировки по «максимальным отметкам»
Динамическая балансировка по методу «максимальных отметок» основана на предположении, что амплитуды вибрации подшипников прямо пропорциональны центробежным силам от неуравновешенности, а поэтому изменения этих амплитуд будут пропорциональны величинам вызывающих их грузов. Далее предполагается, что углы сдвигов между направлением максимального прогиба вала ротора и вызывающей его центробежной силой сохраняются • постоянными для различных уравновешивающих грузов при прочих равных условиях.
При балансировке этим методом цилиндрическую поверхность ротора или свободную от подшипника поверхность шейки покрывают мелом или краской. Одну опору, как и при балансировке методом «обхода грузом», жестко закрепляют, а вторая может свободно колебаться в вертикальной плоскости. Затем вращают ротор, и во время резонансных оборотов, когда амплитуда незакрепленной опоры максимальна, на забеленной поверхности ротора ил» шейки наносят чертилкой отдельные черточки. Средина расположения черточек и будет являться местом максимального боя ротора при резонансных колебаниях. Отметку средины расположения черточек переносят на торец ротора; там же делают вторую отметку, смещенную на угол, равный 90°, где и устанавливают в плоскости балансировки на поверхности ротора пробный груз из пластилина. Смещение пробного груза по отношению к отметке делают вследствие того, что резонансные колебания имеют сдвиг фазы на угол, равный 90°. Затем вращают ротор при резонансных оборотах и снова делают отметки на том же месте, стерев прежние; если место отметок совпадает, то это означает, что местоположение груза найдено правильно, но груз взят мал. Груз увеличивают до тех пор, пока на забеленной поверхности или вовсе не будет отдельных черточек, или они будут в пределах соответствующих допусков. Отбалансировав одну сторону ротора, жестко закрепляют вторую опору, освобождают первую и аналогично производят балансировку второй стороны ротора.
При балансировке методом «максимальных отметок» необходимо устанавливать, как и при методе «обхода грузом», корректировочный и добавочный грузы для исключения влияния установки уравновешивающего груза на противоположную сторону ротора; это производится теми же методами, что и при балансировке «обходом груза».
Обычно вследствие колебания подвесок амплитуды вибрации не прямо пропорциональны величинам вызывающих их грузов, и углы сдвига между направлением максимального прогиба вала и вызывающей его центробежной силой не являются постоянными. Поэтому балансировка методом «максимальных отметок» иногда не дает удовлетворительных результатов.