Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ
КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
После проведения повторных 3-часовых испытаний гиромотор подвергается контрольным испытаниям, проводимым работниками отдела технического контроля завода в следующем объеме и последовательности.
Внешний осмотр
Прошедший предварительные и повторные испытания гиромотор при контрольных испытаниях вначале подвергается внешнему осмотру. При осмотре проверяют внешнюю и внутреннюю через окна корпуса отделку ротора, корпуса, крышки, качество монтажа, состояние крепежных деталей, надежность разъемных и неразъемных соединений. Соединения деталей и узлов должны быть надежными: резьбовые соединения надежно затянуты, винты предохранены от самоотвинчивания при помощи клея или нитроэмали. Головки винтов и гайки должны быть закрашены красной нитроэмалью или нитроклеем таким образом, чтобы полоса из эмали на закрепляемой детали и головке винта или гайке была сплошной. На подшипниковой гайке, ввернутой в подшипниковое гнездо крышки, контргайке и крышке гиромотора, должна быть нанесена красной эмалью полоса, сделанная при установке необходимого натяга шарикоподшипников. На поверхности гиромотора при осмотре невооруженным глазом не должно быть вмятин, царапин и следов коррозии. Маркировка выводных концов статорной обмотки должна соответствовать чертежу.
Для проверки биения и соосности цапф с них снимают предохранительную линоксиновую трубку, обезжиривают шлифованные шейки и центры цапф, протирают цапфы батистовой салфеткой, смоченной в бензине, и просушивают на воздухе. Биение шеев цапф определяют в центрах индикатором. Перед проверкой центри цапф тщательно протирают. К одной из шеек цапфы подводят ножк] индикатора с ценой деления до 0,001 мм и, повертывая корпус с цап фами вокруг оси, определяют биение шейки, которое не должно пре вышать допустимого. При измерении несоосности шеек цапф поль зуются одновременно двумя индикаторами, ножки которых подводяї к шейкам одной и другой цапф. Индикаторы должны иметь прибли° зительно одинаковые погрешности. Поворачивая корпус вокруг оси на 360°, замечают показания индикаторов. Проверяя одним индикатором, вначале устанавливают биение одной шейки, замечая, в какой плоскости биение максимально, в какой — минимально, затем измеряют биение шейки другой цапфы, также замечая, в ка кой плоскости оно максимально, а в какой —■ минимально. Еслі плоскости максимального и минимального биений совпадают, то эксцентрицитет шеек цапф равен этому биению. Если плоскости максимального и минимального биений не совпадают, то при подсчете суммарного эксцентрицитета складывают или вычитают максимальные биения, в зависимости от того, в каких плоскостях шеек цапф они находятся. Величины эксцентрицитета и биения должны укладываться в допустимые пределы.
После определения биения и соосности шеек цапф гиромотор снимают с центров и проверяют его габаритные размеры. Габаритные размеры проверяют шаблонами или штангенциркулем с ценой деления до 0,05 мм. При несоответствии фактических размеров заданным гиромотор бракуется. У годных гиромоторов обезжиривают цапфы и, просушив на воздухе, покрывают смазкой ЦИАТИМ-202 всю длину цапф, после чего надевают на них предохранительную линоксиновую трубку. Корпус и крышку гиромотора протирают и укладывают в специальную тару, в которой они и поступают на проверку электрических параметров.
Измерение омического сопротивления и сопротивления изоляции
Измерение омического сопротивления обмотки статора, как и другие контрольные измерения, должно производиться при нормальных температуре и влажности.
Омическое сопротивление статорной обмотки каждых двух фаз измеряется, как и при предварительных испытаниях, на мостике Витстона, а сопротивление изоляции всех токоведущих частей относительно корпуса измеряется мегомметром методом, описанным выше при изложении предварительных испытаний.
Проверка электрической прочности изоляции
Электрическая прочность всех токоведущих частей относительно корпуса проверяется на установке переменного тока (см. рис. 128).
При измерении прочности изоляции гиромотор кладут на металлическую плиту, к которой подводится один питающий провод от высоковольтной обмотки трансформатора установки. Другой провод высоковольтной обмотки трансформатора подводится к специальной штанге с наконечником, которым и касаются при проверке выводных клемм гиромотора. После того, как гиромоторы будут уложены на металлическую плиту установки, дверцу камеры закрывают. Только тогда может быть подано напряжение, так как дверца специально блокируется. Включают рубильник установки, тем самым подают на первичную обмотку трансформатора напряжение частотой 50 гц. К одной из выводных клемм статорной обмотки присоединяют наконечник штанги и плавно повышают испытательное напряжение от нуля до номинального значения. Полное испытательное напряжение выдерживают в течение 1 мин., затем оно плавно снижается до нуля.
При испытании не должно быть пробоя изоляции. Признаками пробоя изоляции гиромотора является внезапное увеличение силы тока (по амперметру) или снижение напряжения (на вольтметре). Проверив все находящиеся в камере гиромоторы, отключают рубильником напряжение, открывают дверцу и осторожно, по одному, вынимают их из камеры. Гиромоторы, выдержавшие испытания электрической прочности изоляции, устанавливаются на специальный испытательный пульт, где и проверяются остальные параметры.
На испытательном пульте производятся следующие контрольные испытания: проверка правильности направления вращения, измерение силы тока в фазах, определение скорости вращения и определение времени выбега в последовательности и по методике, описанной при рассмотрении предварительных испытаний.
Остаточная неуравновешенность при контрольных испытаниях определяется после выполнения всех других испытаний. Как и при предварительных испытаниях, вначале проверяют чувствительность балансировочной машины.
Результаты контрольных испытаний записываются в паспорт (табл. 12), заполняемый на каждый гиромотор. С этим паспортом гиромотор и поступает к потребителю.