Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ
КОНТРОЛЬ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ В СОБРАННОМ ГИРОМОТОРЕ
Описанная проверка вибрации шарикоподшипников не дает объективной характеристики их качеств в собранном гиромоторе, так как незначительные дефекты и неправильный монтаж одного шарикоподшипника влияют на работу парного с ним.
С целью выявления влияния одного шарикоподшипника на другой на некоторых заводах судят о качестве, а следовательно, и работоспособности шарикоподшипников только по итогам проверки их при вращении с рабочим числом оборотов в собранном гиромоторе, считая, что только такой контроль их работы обеспечивает выявление основных характеристик шарикоподшипников: момента
трения, вибрации, радиального и осевого биения и др. Качество работы шарикоподшипника находится в прямой зависимости от правильности его монтажа в опорах, точности динамической балансировки роторов, точности сборки и регулировки осевых зазоров или натягов и качества сборки гиромотора в целом. Такая проверка шарикоподшипников дает возможность судить о качестве главных опор, так как качество работы их в собранном гиромоторе является функцией многих факторов, как, например, геометрической точности деталей и узлов опор, точности посадки колец шарикоподшипников, динамической балансировки роторов.
Проверка шарикоподшипников в собранном гиромоторе производится на электронной балансировочной машине с осциллографом
(см. рис. 92), состоящей из двух независимых опор с индукционными датчиками, покоящимися на пластинчатых пружинах, укрепленных на подвижной раме. Индуктируемые в датчиках э. д. с. усиливаются в усилителе, затем фильтруются и подаются на электронно-лучевую трубку осциллографа в виде Рис. 87. Осциллограммы, характери - синусоид.
Зующие качество шарикоподшипников На так0Й электронной машине можно определять отдельно качество каждого шарикоподшипника в гиромоторе, для чего необходимо производить соответствующее переключение датчиков. В каждом шарикоподшипнике можно выявить наиболее существенные дефекты, влияющие на точность и долговечность, как то: разные размеры шариков, биение беговых дорожек, увеличенные зазоры, эллиптичность, непостоянство размера вращающегося кольца. Определение дефектов шарикоподшипников в гиромоторе производят сравнением полученных кривых на экране электронно-лучевой трубки осциллографа с кривыми, полученными при лабораторных исследованиях заранее установленных дефектов шарикоподшипников. Такие кривые изображены на рис. 87. Кривые, как и при определении вибрации отдельных шарикоподшипников, состоят из отдельных компонентов и являются сложными гармониками.
Кривая / представляет собой синусоиду и показывает отсутствие дефектов в шарикоподшипнике.
Кривая II состоит из двух синусоид, имеющих одинаковую частоту, но разные амплитуды, и показывает, что шарики имеют разные размеры.
Кривая III характеризует биение беговых дорожек и состоит из двух синусоид, сдвинутых по фазе друг относительно друга на 1 1
J «wwvw Подшипники 6ез дефектов Ч fVWSAf Разноразмерные шарики Ш ЛАЛА/ Биение бего8аи дорожки N - П/ЛЛХ/Я Большой зазор V lfY\AAAI Маль'й змор VI m Зллипв наружного кольца Ш A А А А і Рагност&нность наружного w у У w кольца |
— / или — тс, и имеет разные амплитуды.
Кривая IV характеризует наличие большого зазора и представляет собой общий случай периодического колебания, когда синусоида является результирующей сложения двух гармонических кривых, имеющих двукратную разницу в частоте.
Кривая V характеризует малый зазор и имеет меньший период и большую амплитуду, чем кривая IV. Как видно из рассмотрения кривой, малые зазоры вызывают колебания с большей частотой и увеличенной амплитудой.
Кривая VI характеризует наличие эллипса наружного или внутреннего кольца и состоит из двух синусоид, совпадающих по фазе, с одинаковым периодом, но с разными амплитудами.
Кривая VII аналогична кривой VI, но имеет большую амплитуду и характеризует разностейность вращающегося наружного или внутреннего кольца.