Технология МАЛОГАБАРИТНЫХ ГИРОМОТОРОВ
ЭЛЕКТРОННЫЕ БАЛАНСИРОВОЧНЫЕ МАШИНЫ
Электронные балансировочные машины, в которых для определения положения и величины неуравновешенного груза применяются электронные устройства, основаны на принципе использования механических колебаний машины, вызванных центробежными
Силами от неуравновешенных грузов при вращении ротора, генерирующих э. д. с. в специальных датчиках.
Ниже рассмотрены некоторые из электронных машин, применяемых для балансировки роторов гиромоторов.
На рис. 97 изображена схема одной из электронных балансировочных машин. Ротор гиромотора 1 своими подшипниками закрепляется в упругих опорах 2 машины. К опорам машины на плоских пружинах подвешены катушки 3, расположенные между полюсами постоянных магнитов 4. При вращении неуравновешенного ротора колебания опор машины через упругую систему передаются катушками. В витках катушек от перемещения их в магнитном постоянном поле индуктируется э. д. е., пропорциональная амплитуде колебания опор машины:
См/сек. |
E=Blv 1(Г8 в,
Где В — плотность магнитного поля, гс; / — рабочая длина проводника, см\ v — скорость движения катушки в магнитном поле,
Изменение потенциала э. д. с. имеет синусоидальный характер с частотой, равной частоте колебания опор машины.
Индуктированная в катушках датчиков э. д. с. через интегрирующий контур 5 и усилитель 6 с фильтром, где устраняются посторонние мешающие колебания, подается на пластины вертикальной развертки трубки 7. Для определения колебаний опор по времени или угловому положению ротора к пластинам горизонтальной развертки 8 трубки подается напряжение от специального генератора 9. На экране осциллографической трубки 10 будет получаться синусоидальная кривая, амплитуда которой будет характеризовать величину неуравновешенности ротора.
Рис. 97. Схема электронной машины |
Синусоидальная кривая на экране получается лишь при усло
вии, что сигнал, поступающий в усилитель, не только усиливается, но и фильтруется от наложенных на синусоиду посторонних колебаний.
Для определения местоположения неуравновешенного груза на торцовых или наружных поверхностях ротора наносят две черные риски, расположенные под углом 90°. При вращении ротора луч лампочки 11, отраженный от торцовой или наружной поверхности, направляется на фотоэлемент 12. Световые колебания, вызванные черными рисками, попадая в фотоэлемент, преобразуются в электрический ток и, пройдя электронный усилитель 13, где усиливаются, поступают на сетку 14 трубки. Поток электронов от фотоэлемента, вызванный черными рисками на роторе, попадая на сетку трубки, будет гасить основной поток электронов.
Таким образом, синусоидальная кривая, видимая на экране осциллографа за один оборот ротора, будет иметь два пробела, характеризующих взаимное расположение отметок на роторе и направление неуравновешенности.
Ординаты и у2 будут соответствовать компонентам
Неуравновешенности на диаметрах, проведенных через отметки на торцах ротора.
Сбалансировав ротор в одной плоскости, выключают датчик первой балансируемой плоскости, включают датчик второй плоскости и аналогично балансируют вторую плоскость ротора.
Балансировка роторов гиромоторов на такой электронной машине является более совершенной по сравнению с балансировкой на машинах, основанных на других принципах.
На рис. 98 изображена схема балансировочной машины, основанной также на электронном принципе. Балансируемый ротор 1 вращается в подшипниках двух упругих независимых опор 2 при числе оборотов, превышающих резонансную частоту. Каждая часть ротора балансируется отдельно. Устранение влияния одной части ротора на другую производится, как и в выше описанной машине, отключением соответствующей катушки датчика небаланси - руемой части.
Рис. 98. Электронная машина |
При вращении неуравновешенного ротора 1 последний вызывает колебания опор машины 2, жестко связанных с катушками 3, перемещающимися вследствие этих колебаний в магнитном поле постоянных магнитов 4. Таким образом в катушках наводится э. д. е., равная от первой величине Л и от второй — Б.
Каждая часть ротора балансируется отдельно; для этого соответственно включается плечо балансируемой плоскости ротора, а плечо схемы небалансируемой плоскости отключается. Такое отключение производится при помощи включенного в цепь катушек датчиков сопротивления 5, посредством которых можно отрегулировать цепь катушек так, что напряжение будет равно нулю. При балансировке второй плоскости устраняют влияние неуравновешенности первой плоскости ротора, включая второе сопротивление.
Определяя величины уравновешивающих грузов, сигналы от датчиков посылают на усилитель 6, где они фильтруются и усиливаются и через переключатель могут подаваться от каждого датчика отдельно на указатель прибора 7, градуированный при предварительном тарировании в величинах, удобных для корректирования неуравновешенного груза.
Определяя место положения неуравновешенного груза в плоскостях уравновешивания, сигналы от датчиков, после усиления в усилителе, посылают через переключатель в специальный вмонтированный в корпусе усилителя преобразователь, служащий для создания стробоскопических вспышек неоновой лампы 8. На торце ротора, а в некоторых машинах на специальном лимбе, прикрепленном с помощью муфты к оси ротора, наносится ориентир в виде черты. По месту стробоскопического изображения ориентира, получающегося под влиянием пульсирующего света неоновой лампы, при совмещении с неподвижным ориентиром, нанесенным на неподвижную часть рамы машины, и определяют место положения груза в первой плоскости уравновешивания. После поворота ротора положение груза аналогично определяют во второй плоскости.
Перед началом работы электронную машину настраивают по эталонному ротору. К эталонному ротору поочередно в плоскостях уравновешивания прикрепляется определенный пробный груз из пластилина и изменением сопротивлений регулируется электрическая цепь машины так, чтобы наличие неуравновешенности в одной плоскости не сказывалось на другой плоскости, т. е. чтобы при установке груза в одной плоскости вольтметр, включенный для измерения напряжения от датчика другой плоскости, не давал показаний. После такой настройки, путем установки разных грузов определяется цена деления прибора, и машина может быть использована для уравновешивания роторов.