ТЕХНОЛОГИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ СВАРКИ ПЛАВЛЕНИЕМ
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СВАРИВАЕМОСТИ
Свариваемость рассматриваемых сталей и сплавов затрудняется многокомпопентностью их легирования и разнообразием условий эксплуатации сварных конструкций (коррозионная стойкость, жаростойкость или жаропрочность). Общей сложностью сварки является предупреждение образования в шве и околошовной зоне кристаллизационных горячих трещин, имеющих межкристаллит - ный характер, наблюдаемых в виде мельчайших микронадрывов и трещин. Горячие трещины могут возникнуть и при термообработке или работе конструкции при повышенных температурах. Образование горячих трещин наиболее характерно для крупнозернистой структуры металла шва, особенно выраженной в многослойных швах, когда кристаллы последующего слоя продолжают кристаллы предыдущего слоя.
Концентрационное и термическое переохлаждение способствует развитию дендритной или микроскопической ликвации. В ау - стенитных швах направленность столбчатых кристаллов выражена наиболее четко. Повышенное сечение и поэтому малая поверхность столбчатых кристаллов способствуют образованию меж - кристаллитных прослоек повышенной толщины, что и увеличивает вероятность образования горячих трещин. Применение методов, способствующих измельчению кристаллов и дезориентации структуры, утоньшая межкристаллитные прослойки, несколько повышает стойкость швов против горячих трещин.
Один нз таких методов — получение швов, имеющих в структуре некоторое количество первичного 6-феррита. Положительное
действие феррита в аустенитно-ферритных швах па предупреждение образования в них горячих трещин связано с характером процесса первичной кристаллизации металла сварочной ванны.
< (дмоиремешюе выпадение из жидкой фазы кристаллов аустенита и первичного 6-феррита приводит к измельчению и дезориентации структуры, т. е. уменьшению сечения столбчатых кристаллов и утонению межкристаллитных прослоек, разделенных участками первичного 6-феррита. В результате вероятность образования горячих трещин по местам расположения прослоек уменьшается.
Элементы, способствующие ферритизацпи металла, оказывают и обессеривающее действие на сварочную ванну, уменьшая количество легкоплавкой сульфидной эвтектики. Благоприятное действие 6-феррита может быть объяснено п большей растворимостью в нем примесей, уменьшающей их ликвацию. Получение аустс - иитно-ферритных швов достигается их дополнительным легированием ферритообразующими элементами, такими как хром, кремний, алюминий, молибден и др. В изделиях, работающих как коррознонпо-стойкпе прптемнература х до400ъ С, допускается содер- жапис феррита до 20—25%. В швах на жаропрочных и жаростойких сталях, работающих при более высоких температурах, возможно образование ст-фазы с соответствующим ухудшением служебных характеристик шва. С целью предупреждения сигмати - зацин швов количество 6-феррита в швах на жаропрочных и жаростойких сталях ограничивают 4—5%.
В сталях с большим запасом аустенитности получение швов с аустенитпо-ферритной структурой затруднено необходимостью легирования их повышенным количеством ферритизаторов. Возможность предотвращения в швах на них, а также на аустенитно - ферритных сталях горячих трещин достигается ограничением содержания в швах вредных (фосфора, серы) и ликвирующих примесей, образующих легкоплавкие эвтектики, располагающиеся на завершающейся стадии кристаллизации по границам столбчатых кристаллов. Это достигается применением сварочных материалов, минимально засоренных вредными и лпквируюіцими элементами, например электродных проволок, изготовленных из сталей вакуумной выплавки, электрошлакового переплава и т. д. Ограничивается также проплавление основного металла.
В некоторых случаях повышение стойкости швов против горячих трещин, наоборот, достигается повышением ликвирующих примесей до концентраций, обеспечивающих получение при завершении кристаллизации сплошной пленки легкоплавкой эвтектики на поверхности кристаллита. Это может быть достигнуто легированием стали бором (0,3—1,5%). Повышенная литейная усадка и значительные растягивающие напряжения, действующие при затвердевании на сварочную ванну, также способствуют образованию горячих трещин. Снижение действия силового фактора (ограничение силы тока, заполнение разделки валиками небольшого сечения, рациональная конструкция соединения и др.) способствует предупреждению горячих трещин.
Помимо сложности получения на аустепитпых высоколегированных сталях и сплавах швов без горячих трещин, имеются и другие трудности, обусловленные спецификой их использования. К сварным соединениям на жаропрочных сталях предъявляется требование сохранения в течение длительного времени высоких механических свойств при повышенных температурах. Большие скорости охлаждения металла шва при сварке приводят к фиксации неравновесных по отношению к рабочим температурам структур. Во время эксплуатации при температурах выше 350° С в результате диффузионных процессов в стали появляются новые структурные составляющие, приводящие обычно к снижению пластических свойств металла шва.
Термическое старение при температурах 350—500° С может привести к появлению 475°-ной хрупкости, причины которой до сих пор не выяснены. Выдержка аустенитно-ферритных швов при температуре 500—650° С приводит к старению в основном за счет выпадения карбидов. Одновременно идет процесс образования a-фазы. Легирование сталей титаном и ниобием приводит к дисперсионному упрочнению стали за счет образования их прочных карбидов. Являясь ферритизаторами, титап и ниобий, способствуя образованию в шве ферритной составляющей, увеличивают количество о-фазы в металле. Выдержки при температуре 700—850° С значительно интенсифицируют образование о-фазы с соответствующим охрупчиванием металле при более низких температурах и снижением предела ползучести при высоких температурах При этих температурах возрастает роль и иитерметал - лидного упрочнения за счет образования, в частности, интерме - таллидных фаз железа с титаном и ниобием.
В чисто аустенитных швах в процессах теплового старения ведущее место занимают процессы карбидного и интермсталлид - ного упрочнения. Одно из эффективных средств уменьшения склонности сварных соединений жаростойких и жаропрочных сталей к охрупчиванию в результате выпадения карбидов — снижение в основном металле и металле шва содержания углерода. Наклеп, способствуя увеличению в шве содержания ферритной фазы, усиливает возможность их охрупчивания.
Ввиду высокого коэффициента теплового расширения суммарная внутренняя пластическая деформация металла шва и околошовной зоны при сварке высоколегированных сталей выше, чем в низколегированных сталях. В результате при сварке многослойных швов (многократная пластическая деформация), жестких соединений и т. п. околошовная зона и нижние слои металла шва могут заметно упрочниться. Самонаклеп также увеличивает количество ферритной фазы, а значну и вероятность охрупчивания (сигматизации) швов.
В зоне термического влияния некоторых жаропрочных аусте - МІПІШХ сталей под действием термического цикла сварки снижаются пластические и прочностные свойства, что может повести к образованию в этой зоне трещин. Подобные изменения свойств основного металла вызываются развитием диффузионных процессов, приводящих к повышенной концентрации в металле около- шовной зоны элементов (углерода, кислорода и др.), которые совместно с вредными примесями могут образовывать легкоплавкие эвтектики. При длительной эксплуатации в этей зоне могут выделяться мелкодисперсные карбиды и интерметаллпды, коагуляция которых приводит также к охрупчиванию металла. При сварке этих сталей для предупреждения образования горячих трещин в шве часто получают металл шва, по составу отличающийся от основного и имеющий двухфазную структуру.
В процессе высокотемпературной эксплуатации происходит карбидное и инторметаллидпое упрочнение металла шва и соответствующее снижение его пластических свойств, что приводит к локализации в околошовной зоно деформаций и образованию в ней трещин. Этому способствует и высокий уровень остаточных сварочных напряжений в сумме с рабочими напряжениями. Предотвращение подобных локальных разрушений достигается термообработкой — аустеннтизацией при температуре ЮоО—1100° С для снятия остаточных сварочных напряжений и самопаклена и придания сварному соединению более однородных свойств. В ряде случаев аустепитизация сопровождается последующим стабилизирующим отжигом при температуро 760—800° С для получения относительно стабильных структур за счет выпадения карбидной и нптерметаллпдпой фаз.
При сварке высокопрочных сталей в околошовной зоне возможно образование холодных трещин. Поэтому до сварки рекомендуется их аустепитизация для получения высоких пластических свойств металла, а после сварки — упрочняющая термообработка. Подбор химического состава металла шра, получение в нем благоприятных структур за счет выбора режима сварки и термообработки, снижение уровня остаточных напряжений за счет уменьшения жесткости сварных соединений или термообработки — основные пути предотвращения охрупчивания сварных соединений и образования в них холодных трещин. Предварительный или сопутствующий подогрев до температуры 350—450° С служит этой же цели.
При сварке жаростойких сталей под воздействием температуры в металле швов могут наблюдаться такие же структурные изменения, как и при сварке жаропрочных сталей. Высокая коррозионная стойкость жаростойких сталей в газовых средах при повышенных температурах определяется возможностью образования и сохранения па их поверхности прочных и плотных пленок окислов. Это достигается легированием их хромом, кремнием, алюминием. Поэтому во многих случаях необходимая жаростой-
Рис. 142. Схемы межкри сталлігшой коррозии спар пых соединений аустелмг - ных сталей:
а — в основном металла; б -» в металле шва; в — іюжешш норроашт
ісость сварного соединения достигается максимальным прибли жением состава шва к составу основного металла. Во многих случаях к сварным соединениям жаростойких сталей предъявляется требование стойкости к газовой межкриеталлитной коррозии.
Большинство жаростойких сталей и сплавов имеет большой запас аустепытности и поэтому при нагреве и охлаждении при сварке фазовых превращений не претерпевает, кроме карбидного и интерметаллндного дисперсионного твердения. При сварке этих сталей возможно образование холодных трещин в шве и околошовной зоне, предупреждение которых в ряде случаев может быть достигнуто предварительным подогревом сталей до температуры 250-550° С.
Высоколегированные аустенитные стали и сплавы наиболее часто используют как коррозионно-стойкие. Основное требование, которое в этом случае предъявляется к сварным соединениям, — стойкость it различным видам коррозии. Межкристаллнт - ная коррозия может развиваться в металле шва и основном металле у линии сплавления (ножевая коррозия) или на некотором удалении от шва (рис. 142). Механизм развития этих видов коррозии одинаков. Однако причины возникновения названных видов межкриеталлитной коррозии различны.
Межкристаллитная коррозия в металле шва (рис. 142, б) возникает в результате выделения под действием термического цикла сварки из аустенита карбидов хрома, приводящее к местному обеднению границ зерен хромом. Основная причина этого — повышенное содержание в металле шва углерода и отсутствие или недостаточное содержание титана или ниобия. Неблагоприятный термический цикл сварки — длительное пребывание металла шва в интервале критических температур (/ > tKp, рис. 141) приводит к появлению склонности к межкриеталлитной коррозии шва. Шов может потерять стойкость против межкриеталлитной коррозии в результате воздействия критических температур при эксплуатации изделия. Аустенитно-ферритные швы с дезориентированной структурой имеют и повышенную стойкость против меж- кристаллитной коррозии по сравнению с аустенитнымн.
Увеличение протяженности границ зерен за счет их измельчения увеличивает поверхности, на которых выделяются карбиды. Выделяющиеся карбиды более дисперсны, и местное обеднение объема зерна хромом происходит на меньшую глубину. Кроме того, процессы диффузии в феррите протекают значительно быст -
річ*, її выравнивание концентрации хрома в обедненных участках и центральных участках зерна происходит достаточно быстро.
Межкристаллитная коррозия основного металла на некотором удалении от шва (рис. 142, а) вызывается также действием термического цикла сварки в той части основного металла, где находилась изотерма критических температур.
Предупреждение склонности стали и швов к межкристаллит - ной коррозии достигается: снижением содержания углерода до пределов его растворимости в аустените (до 0,02—0,03%), легированием более энергичными, чем хром, карбидообразующими элементами (стабилизация титаном, ниобием, танталом, ванадием и др.); аусгенитизацией (закалкой) с температур 1050—1100° С, однако при повторном нагреве в интервале критических температур (500—800е С) сталь повторно приобретает склонность к меж - кристаллитпой коррозии; стабилизирующим отжигом при температуре 850—900° С в течение 2—3 ч; созданием аустенитно - ферритной структуры с содержанием феррита до 20—25% путем дополнительного легирования хромом, кремнием, молибденом, алюмипием и др. Однако такое высокое содержание в структуре феррита может понизить стойкость металла к общей коррозии. ;)ти же меры способствуют и предупреждению ножевой коррозии.
Ножевая коррозия имеет сосредоточенный характер (рис. 142, в) и поражает основной металл. Этот вид коррозии развивается в сталях, стабилизированных титаном и ниобием, обычно в участках, которые нагревались до температур выше 1250° С. При этом карбиды титана и ниобия растворяются в аустените. Повторное тепловое воздействие на этот металл критических температур 500—800° С (например, при многослойной сварке) приведет к сохранению титана и ниобия в твердом растворе и выделению карбидов хрома.
Общая коррозия представляет собой растворение металла в коррозионной среде и может развиваться преимущественно в металле шва, различных участках зоны термического влияния илипре - имуществеппо в основном металле. В некоторых случаях она может развиться равномерно в основном металле и сварном соединении.
Наблюдается еще один вид коррозионного разрушения — коррозионное растрескивание, возникающее под совместным действием растягивающих напряжений и агрессивной среды. Разрушение развивается как межкристаллитное, так и транскристаллит - ное. Снижение уровня остаточных сварочных напряжений — одна из основных мер борьбы с этим видом коррозионного разрушения.