ТЕХНОЛОГИЯ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИИ
СБОРКА СОСТАВНЫХ ДВУСКАТНЫХ БАЛОК
Наиболее распространенным типом составных балок являются балки, собираемые из блоков двутаврового сечения с торцовыми диафрагмами. Длина блока принимается обычно 3 М. Блоки объединяются в балку путем натяжения стержневой или пучковой арматуры, пропускаемой через оставленные каналы. Пример сборки двускатной балки типа БНД-18, армированной пучковой арматурой, приведен на рис. 171.
Технологический процесс сборки двускатных балок состоит из следующих основных операций:
Установка блоков балки в рабочее положение (сборка); заводка в каналы арматурных элементов; сварка закладных частей и заполнение швов раствором; натяжение и закрепление арматуры; инъецирование раствора в каналы конструкции.
Сборка балки производится в вертикальном положении на сборочном кондукторе, блоки при этом тщательно подгоняют друг к другу для получения швов минимальной толщины и правильной формы балки. Конструкции придается необходимый строительный подъем.
Перед сборкой проверяют проходимость каналов в блоках. На торцы блоков в местах выхода каналов наклеивают нефте- битумом уплотнительные шайбы из микропористой резины толщиной 15—18 Мм (рис. 172). В каналы балки вводят арматурные элементы, снабженные обтекаемыми наконечниками, и протягивают тросом вдоль всей балки. Протянутую арматуру подвергают легкому монтажному натяжению для обжатия стыков, между блоками до проектного размера, при необходимости временно закладывают в швы деревянные прокладки.
После проверки правильности положения блоков производят сварку закладных частей стыкуемых элементов и заполнение швов раствором. Швы смачиваю'г водой и обмазывают снизу и с боков быстротвердеющим цементным раствором марки 400, вдавливая его в швы. Более пластичным раствором через отверстие в верхней части балки заливают внутреннюю полость шва. Одновременно с заполнением соединительных
Рис. 171. Сборочный стеид для укрупнительной сборки двускатных балок: А — общий внд; Б — разрез; В — опорный узел; / — вертикальный регулировочный вннт; 2 — горизонтальный регулировочный винт; 3 — опорный столик. |
Швов формуют контрольные кубы, которые хранятся возле балки.
Натяжение арматуры производят не ранее достижения раствором установленной проектом прочности (обычно 150 Кг/см2). Для анкеровки напрягаемой арматуры применяют стальные конические (для пучковой арматуры) и резьбовые анкеры (для стержневой арматуры и пучков с гильзовыми анкерами). Анкерные устройства следует устанавливать на распределительные листы толщиной 12—16 Мм, расположенные на торцах балки.
Отделения растворов производятся соответствующие испытания [122].
Рекомендуются следующие составы инъекционных растворов по весу:
1 :0,35—0,45 (портландцемент : вода);
1 : 0,35 + пластифицирующая добавка (портландцемент : вода + 0,15% ССБ или 0,1 мылонафта от веса цемента);
1 : 0,25 : 0,4 (портландцемент : песок молотый или мелкий крупностью до 1 Мм : вода).
Инъекционный раствор приготовляют в специальных мешалках с продолжительностью перемешивания 5—10 Мин-, возможно перемешивание растворов электродрелью, оборудованной лопастным наконечником.
Нагнетание раствора в канал может производиться через отверстие в анкерной пробке или через тройники, заделанные в бетон при изготовлении элемента. Нагнетание производят до тех пор, пока через отверстие в анкерной пробке на другом конце канала не начнет выходить раствор. После этого при закрытом отверстии подкачивают раствор в канал под давлением 5— 6 Ати, затем отверстия забивают деревянными пробками.
Для нагнетания раствора применяют ручные или механические диафрагмовые насосы. Каналы перед нагнетанием следует промыть водой.
Работы по инъецированию каналов весьма ответственны. Имеются многочисленные примеры низкого качества напряженно-армированных конструкций вследствие того, что инъекционные растворы применялись с большим содержанием воды. При заполнении ими каналов образовывались раковины и воздушные пространства, что приводило к коррозии арматуры и появлению трещин в конструкциях при замораживании.
Для приготовления и нагнетания инъекционного раствора в каналы целесообразно применять специальный агрегат, который состоит из лопастной мешалки, резервуара для раствора и насоса.. Перемешивание раствора производится в верхнем бачке при вращении лопастей со скоростью до 300 Об/мин. Готовый раствор ручным диафрагмовым насосом нагнетается в каналы преднапряженной конструкции.
При отсутствии специального агрегата применяют более простые пропеллерные мешалки и ручные диафрагмовые или поршневые насосы. Хорошие результаты дает нагнетание раствора в каналы пневматической установкой, применяемой мостостроительными организациями.
Для того чтобы открытые наружные поверхности анкерных устройств предварительно напряженных конструкций не подвергались коррозии, их следует обетонировать или покрыть антикоррозионным составом.