ТЕХНОЛОГИЯ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИИ
ПРОИЗВОДСТВО ОПОР ВОЗДУШНЫХ линии
На специализированных заводах изготовляются способом центрифугирования напряженно-армированные конические и цилиндрические опоры длиной до 26 М.
Для одностоечных опор применяются конические стойки с
1, 5%-ным сбегом. Стойка (С2-1) длиной 22 М имеет продольную арматуру из 18 прядей по 6 проволок диаметром 4 Мм из стали периодического профиля класса В-П и спираль из 4 Мм обыкновенной арматурной проволоки. Диаметр верхнего сечения стойки 317 Мм, нижнего — 650 Мм.
Предварительное напряжение проволоки предусматривается до 8000 Кг/см2, что вызывает напряжение бетона в верхнем сечении опоры до 250 Кг/см2. Поэтому для. опор в зависимости от их длины и назначения принимают бетон марок 400—500 с осадкой стандартного конуса 3—5 См. Портландцемент применяется марок 500—600; песок речной, крупный; щебень промытый с максимальной крупностью 10—12 Мм.
Опоры линий электропередачи на 220 Кв и более применяются портального типа из цилиндрических железобетонных труб с двумя вариантами напряженного армирования: из семипроволочных прядей и стержневой арматуры класса А-1У.
Технологический процесс изготовления опор ЛЭП с предварительно напряженной прядевой арматурой делится на следующие элементные циклы:
Заготовка проволочных пучков;
Укрепление арматурных пучков на оголовках стенда; установка нижней полуформы и заполнение ее бетонной смесью;
Установка верхней полуформы, сборка формы;
Натяжение арматуры, передача усилий от натяжения на
Форму;
Уплотнение бетонной смеси центрифугированием; прогрев забетонированных опор в камерах; распалубка изделий;
Осмотр изделий, исправление дефектов, маркировка.
Заготовка 6-проволочных прядей из высокопрочной проволоки осуществляется на станке челночного типа. Для получения строго одинаковой длины всех нитей намотку проволоки на колки станка производят с небольшим равномерным натяжением, создаваемым правильно-тормозным устройством. Для, этого проволоку пропускают через тормозные ролики, регулирующие силу ее натяжения, и через изогнутую трубку, вращающуюся со скоростью 500—600 Об/мин, вследствие чего проволока выравнивается. Перевязанные в нескольких местах пучки доставляются к стенду для изготовления арматурных каркасов.
На некоторых заводах заготовка арматурных пучков производится на установке М-36-00, на которой пучки наматываются непосредственно на опорные колки инвентарных оголовков - форм. Арматурные пучки с оголовками посредством телескопической траверсы транспортируются к стенду либо на место, отведенное для. хранения резервной арматуры.
Стенд является одним из основных узлов оборудования технологической линии. На нем осуществляется сборка и натяжение арматурного каркаса с навивкой спиральной арматуры, сборка формы и заполнение ее бетонной смесью.
Стенд длиной 27,5 М состоит из металлической балки-основания, заглубленной ниже уровня пола, к которой прикреплены упорные кронштейны, оборудованные захватными тягами (рис - 160). Между домкратом и задней опорой устанавливают промежуточные роликовые опоры, число которых соответствует числу бандажей формы.
На роликовые опоры стенда устанавливают нижнюю полу - форму, затем сюда подают арматурный каркас, и оголовки формы закрепляют на тягах гидродомкрата и задней опоры (на гидродомкрате закрепляют меньший оголовок конусной формы).
Форма изготовляется из 8-миллиметровой листовой стали с болтовым соединением двух половин и снабжается 4—6 бандажами. Унифицированная разъемная форма собирается по длине из отдельных стандартных секций (Сб-1, Сб-2 и др.), что позволяет изготовлять, в зависимости от набора их, опоры различных типов и размеров (рис. 161).
Гидродомкратом осуществляют монтажное натяжение арматурного каркаса с усилием 10—15% проектного. Для обеспечения точных размеров каркаса внутри его на расстоянии 1,5—
2 М устанавливают монтажные кольца из арматурной стали и кареткой стенда производят намотку спиральной арматуры из бухты проволоки, предварительно надетой на цилиндрическую часть меньшего оголовника. Бетонная смесь укладывается в форму из самоходного бетонораздатчика емкостью 2 М3, перемещающегося вдоль всего стенда. Порция смеси принимается по весу на 5—8% больше предусмотренной проектом. Ввиду конусности формы бетонную смесь распределяют неравномерно: в узкой части формы смесь укладывают слоем большей толщины, чем в широкой, с легким штыкованием.
После заполнения формы бетонной смесью укладывают краном верхнюю полуформу и скрепляют ее болтами с нижней. Далее происходит натяжение арматуры до заданного напряжения. Наибольшее усилие гидродомкрата при натяжении составляет 160 Т, ход домкрата до 400 Мм. После этого выдвигают до упора с анкерным диском четыре стопорных болта, снимают давление в гидродомкрате, и усилие натяжения арматуры передается на форму.
Подготовленную таким образом форму, вес которой с анкерными дисками V бетонной смесью достигает 13 Т, отделяют от захватных устройств стенда и мостовым краном (или двумя кранами) переносят на центрифугу МЦО-2 и устанавливают на опорные ролики. Предохранительные скобы закрывают, и центрифугу приводят в движение.
Центрифуга МЦО-2 позволяет изготовлять центрифугированные опоры длиной до 26 ж с максимальным диаметром 800 Мм. Наружный диаметр бандажей форм 980 Мм, диаметр опорных роликов 500 Мм (рис. 162).
Распределение бетонной смеси по внутренней поверхности формы производится при 80—120 Об/мин в течение 4—5 Мин. Затем скорость вращения постепенно увеличивают и доводят до 450—600 Об/мин, при которой бетон уплотняется в течение 15— 18 Мин. Из отформованной опоры сливают шлам и краном переносят ее на стенд прогрева (или в камеру тепловой обработки) , при этом опору нужно оберегать от резких ударов и толчков во избежание появления трещин в бетоне. При установленном режиме центрифугирования водоцементное отношение снижается с 0,41 до 0,29, что увеличивает прочность бетона.
Тепловлажностную обработку опор производят через 4—6 Ч После центрифугирования при 80° в ямных камерах или путем впуска пара во внутреннюю полость опоры. Продолжительность і прогрева для. получения бетоном прочности не менее 70% про-
- ектной 14—16 часов.
Рис. 162. Центрифуга МЦО-2: 1—привод; 2 — предохранительная скоба; 3 — форма; 4 — опорный ролик; 5 — гндроцилиндр. |
После тепловлажностной обработки форму с изделием транспортируют на распалубочный пост, где ослабляют упорные винты на оголовке и разрезают проволоки продольной арматуры для передачи напряжения на бетон опоры. Разрезать проволоку на колках опорных дисков следует после контроля проскальзывания арматуры в бетон.
Затем с изделия снимают верхнюю полуформу и переносят краном на транспортную тележку. Нижнюю полуформу кантователем поворачивают на 180° и также снимают. Освобожденный
От формы ствол опоры передают на пост осмотра и контроля продукции, где заделывают отверстия в торцах и исправляют мелкие дефекты на поверхности опоры. На технологической линии изготовления опор должно быть два станка для намотки пучков и два стенда натяжения арматуры: в то время как на одном производят сборку и натяжение пакета арматуры, на втором заполняют форму бетонной смесью и производят сборку формы. В этом случае производство опор может быть организовано поточно с ритмом 24—25 Мин,— за смену 16—17 опор.
На рис. 163 показана организация технологической линии производства напряженно-армированных опор с продольным расположением оборудования, требующим большой протяженности формовочного цеха. Поперечное расположение оборудования, принятое в некоторых проектах, позволяет сократить длину цеха, но значительно усложняет транспортную схему технологической линии.
С целью снижения веса (на 30—40%) центрифугированных опор возможно их изготовление из легких бетонов на керамзите, туфе и т. п. Керамзитовый щебень насыпным объемным весом более 500 Кг/м3 следует применять крупностью от 5 до 15 Мм. Для уплотнения легкобетонной смеси достаточно центробежное давление 0,1—0,4 Кг/см2, что примерно соответствует угловой скорости вращения от 400 до 600 Об/мин (для трубчатых опор диаметром 200—500 Мм).