ТЕХНОЛОГИЯ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИИ
ПРОИЗВОДСТВО НАПРЯЖЕННО-АРМИРОВАННЫХ ТРУБ В РАЗЪЕМНЫХ ФОРМАХ
Железобетонные трубы, применяемые в напорных трубопроводах, имеют более низкую себестоимость по сравнению с металлическими, большую долговечность, а также требуют меньших капиталовложений в организацию их производства и дают значительную экономию металла. Трубы изготовляются напряженно-армированными в двух направлениях, т. е. с предварительно напряженной продольной и спиральной арматурой.
Раструбные напорные трубы диаметром 500—1000 Мм, рассчитанные на рабочее давление до 15 Ати, изготовляются методом послойного центрифугирования по так называемой белорусской технологии, которая расчленяется, на три стадии (рис. 154):
1) изготовление железобетонного сердечника с предварительно напряженной продольной арматурой;
2) навивка на сердечник спиральной предварительно напряженной арматуры из высокопрочной проволоки;
3) нанесение на поверхность сердечника защитного цементнопесчаного слоя толщиной 20—25 Мм.
Технологический процесс изготовления напорных труб начинается операциями чистки и смазки разъемной формы, подго-
Рис. 154. Технологическая схема производства напорных труб:
1 — сборка формы - 2 — натяжение продольной арматуры; 3 — подача в форму бетонной смеси; 4—уплотнение на центрифуге; 5 — тепловая обработка в формах; 6 — распалубка трубы; 7— водная тепловая обработка; 8 — навивка напряженной спиральной арматуры; 9— нанесенне защитного слоя; 10— тепловая обработка; // — испытание трубы.
Товленные полуформы собирают и соединяют стяжными болтами. Далее в форму вставляют раструбное кольцо для изменения. направления продольной арматуры при переходе ее из цилиндрической части трубы в конусную. На концах формы посредством шарнирных замков крепятся торцовые шайбы.
Собранную форму подают на пост натяжения продольной арматуры, где на торцы ее надевают упорные кольца. Через отверстия в упорных кольцах и торцовых шайбах пропускают откалиброванные по длине стержни продольной арматуры с высаженными по концам головками и производят напряжение их посредством тарированных ключей или легкого 5-тонного гидродомкрата с гайковертом.
Подготовленную к бетонированию форму подают мостовым краном к гироскопической (ременной) центрифуге. Подача бетонной смеси в форму осуществляется, ленточным транспорте - ром-питателем во время вращения формы с загрузочной скоростью. В зависимости от давления, на которое рассчитана труба, центрифугирование стенки трубы производят в два-три слоя.
Режим центрифугирования сердечников напорных труб зависит от их диаметра, продолжительность центрифугирования в среднем принимается 25—-30 Мин. В процессе центрифугирования происходит частичная сепарация (вместе с водой) высоко-
Дисперсных фракций цемента, в связи с чем несколько повышается прочность и плотность бетона.
После уплотнения бетона форма снимается краном с центрифуги и на специальном посту переводится в вертикальное положение для предварительной тепловой обработки. Для этого в форму с изделием впускают пар, продолжительность цикла тепловой обработки при температуре 90—95° составляет 6—7 Ч.
Распалубка сердечников и передача напряжения продольной арматуры на бетон производится на особом стенде при температуре изделия не более 50°. После распалубки сердечники подают в камеры водного прогрева, где они находятся 2—3 суток при температуре воды 45—50°. По окончании водного прогрева сердечники приобретают прочность не менее 70% проектной.
Навивка спиральной арматуры на сердечник производится на арматурно-навивочной машине с электротермомеханическим способом напряжения, высокопрочной проволоки диаметром 4—
5 Мм. При навивке проволока напрягается грузом на 25—30% заданного усилия натяжения. Одновременно она нагревается электрическим током до 250—300° и в таком состоянии наматывается на железобетонный сердечник. При остывании проволоки напряжение в ней возрастает до заданной величины.
На рис. 155 показана схема арматурно-навивочной машины с грузовой клетью и грузом 600 Кг. Электроконтактами для на
гревания проволоки служат тормозное устройство и натяжная каретка с блоком, перемещающаяся по направляющей раме. Навивка проволоки осуществляется вначале с шагом 12 Мм (на участке 150—200 Мм), а затем — с шагом 24 Мм, на другом конце трубы шаг навивки снова уменьшается до 12 Мм. Концы арматуры закрепляются анкерными скобками.
После навивки спиральной арматуры сердечники подают на станок для нанесения защитного слоя толщиной 20—25 Мм. Станок работает по принципу виброштампования, с одновременным медленным вращением сердечника. Съем трубы со станка и установка ее в камеру твердения осуществляется траверсой специальной конструкции. Тепловлажностная обработка защитного слоя в ямной камере продолжается в течение 8 Ч, включая выдерживание и подъем температуры до 80—85°.
Каждая труба подвергается гидравлическому испытанию на внутреннее давление до 15 Ати в течение 10 Мин. При отсутствии признаков водопроницаемости (влажных пятен и др.) труба считается годной для. использования по назначению. При необходимости раструб трубы калибруется, концевые части окрашиваются.