ТЕХНОЛОГИЯ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИИ
КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Обычный железобетон имеет существенный конструктивный недостаток — невысокую трещиностойкость, объясняемую слабой сопротивляемостью бетона растягивающим усилиям (не более 7—12% его прочности на сжатие). Предельная растяжимость бетона любых марок не превышает 0,1—0,2 Мм/м, В то же время напряжения в растянутой арматуре при таких деформациях бетона невелики и составляют примерно 20—30% ее расчетной прочности. Повышение марки бетона весьма незначительно увеличивает прочность бетона на растяжение. Применение высокопрочной арматуры в обычном железобетоне нерационально, так как повышение напряжений в арматуре приведет к увеличению раскрытия трещин в растянутой зоне бетона.
Применение высокопрочной арматуры в напряженно-армированном железобетоне позволяет устранить раннее трещинооб- разование в растянутой зоне бетона путем предварительного обжатия растянутой зоны бетона напряженной (натянутой) арматурой. 1
Попытки подвергнуть железобетон обжатию натянутой стальной проволокой для повышения его трещиностойкости делались еще во второй половине XIX века, но отсутствие в то время высокопрочных сталей не позволило разрешить эту проблему. Только в тридцатых годах текущего столетия в связи с успехами в производстве высокопрочной стали и получении повышенных марок бетона стало возможным практически применять сборный железобетон.
В Советском Союзе вопросами развития сборного предварительно напряженного железобетона занимается ряд научно- исследовательских институтов и производственных организаций. С 1933 г. под руководством крупного советского ученого проф. В. В. Михайлова ведутся работы по усовершенствованию способов производства напряженно-армированных конструкций. Предложенный В. В. Михайловым прогрессивный способ напряженного непрерывного армирования получил в настоящее время широкое применение. Большое значение в промышленном освоении предварительно напряженных конструкций имеют работы советских ученых и инженеров по исследованию электротермического и электротермомеханического способов натяжения арматуры, широко распространенных на заводах сборного железобетона.
Современный этап развития предварительно напряженного железобетона в нашей стране характеризуется значительным увеличением объема их производства. В 1964 Г. Объем производства сборных предварительно напряженных изделий составил 8,4 млн. Мъ.
/’ Предварительно напряженные конструкции отличаются от обычных со свободно уложенными в бетон арматурными карка-, сами двумя, основными особенностями:
А) конструктивной, выраженной в использовании высокопрочной арматурной стали, подвергаемой предварительному напряжению, передаваемому затем на бетон для его обжатия, чем повышается трещиностойкость бетона, обеспечивается полное использование несущей способности высокопрочной арматурной стали и достигается экономия металла до 40%;
Б) технологической, вызванной необходимостью натяжения арматуры и более длительного пребывания изделий в формах для получения высокой прочности, при которой обеспечивается заанкеривание арматуры.
В предварительно напряженных конструкциях в качестве напрягаемой арматуры применяют высокопрочную арматурную проволоку, арматурные пряди и канаты, горячекатаную арматурную сталь класса А-1У, арматурную сталь класса А-Шв, упрочненную вытяжкой, с контролем напряжений и удлинений. Допускается также применять (для конструкций 2-й категории трещиностойкости) арматурную сталь класса А-Пв, упрочненную вытяжкой с контролем напряжений и удлинений, а также горячекатаную сталь класса А-Ш.
Технологическая характеристика конструкций. Технология изготовления предварительно напряженных конструкций тесно связана с их конструктивными решениями, видом напрягаемой арматуры, способом ее натяжения., устройствами для обжатия бетона и с рядом других технологических особенностей. Современная технология заводского производства предварительно напряженных изделий дает возможность изготовления широкой номенклатуры изделий с применением различных технологических процессов.
Основные технологические особенности изготовления предварительно напряженных изделий, характеризующие принятый способ производства, следующие (рис. 65): время натяжения
Арматуры; способ образования арматурного каркаса (пакета); способ натяжения арматуры и способ передачи напряжения арматуры на бетон (обжатие бетона).
По бремени натяжения арматуры Рис. 65. Технологическая характеристика предварительно напряженных конструкций. |
Время натяжения арматуры определяет основные разновидности железобетонных предварительно напряженных конструкций:
А) конструкции, в которых натяжение арматуры производится до бетонирования изделия на упоры стендов и форм;
146
Б) конструкции, в которых натяжение арматуры осуществляется на отвердевший бетон изделия, принимающий на себя сжимающие усилия от напряженной арматуры.
' )При натяжении до бетонирования арматуру натягивают и закрепляют на упорных конструкциях металлических форм или длинных формовочных полос, которые называются стендами. Затем конструкцию бетонируют и после приобретения бетоном необходимой прочности ос-
Вобождают арматуру от закреплений, и она, стремясь сократиться, обжимает бетон конструкции (рис. 66, А, б).
Рис. 66. Схемы напряжения арматуры: |
При натяжении арматуры после бетонирования сила натяжения арматуры передается набравшему прочность бетону и создает в нем сжимающие напряжения. Чтобы арматура могла свободно удлиняться при натяжении, ее располагают в каналах внутри или снаружи конструкции (рис. 66, В, г).
О, натяжение арматуры на упоры стенда; Б — обжатие бетона напряженной арматурой; В натяжение арматуры на бетон изделия; Г — анкеровка арматуры по концам изделия. |
После натяжения арматуры для предохранения ее от коррозии в каналы нагнетают цементный раствор; наружную - арматуру торкретируют или обетонируют. Натяжение арматуры на затвердевший бетон применяется при изготовлении большепролетных конструкций (целесообразно изготовлять их из отдельных блоков и соединять между собой напрягаемой арматурой), напорных труб для повышения их трещиностойкости и в других конструкциях.
Преимущество конструкций с натяжением арматуры на бетон состоит в том, что для их изготовления требуется сравнительно несложное оборудование для образования каналов в элементах, натяжения арматуры и инъецирования каналов раствором. Создается возможность укрупнительной сборки конструкций непосредственно возле мест их монтажа.
Способ образования арматурного каркаса имеет существенное значение в организации технологического процесса, так как от этого зависит выбор основного оборудования и натяжных устройств. Различают два способа образования:
Арматурного каркаса: линейное и непрерывное армиро
Вание.
Линейное напряженное армирование осуществляется одиночными проволоками и стержнями необходимой длины либо группами проволок и стержней, соединенных в определенном порядке. Из отдельных проволок изготовляются различные пучки и пряди, получившие широкое применение в качестве арматуры для напряженно-армированных изделий.
Непрерывное напряженное армирование заключается в том, что арматурный каркас получается путем наматывания непрерывной проволочной нити с необходимой силой натяжения. Для этого используется холоднотянутая высокоуглеродистая проволока. Напряженное непрерывное армирование осуществляется намоточными машинами непосредственно на технологических линиях формовочного цеха.
Как линейное, так и непрерывное армирование применяются независимо от времени армирования, т. е. при натяжении арматуры на упоры или при натяжении арматуры на бетон.
Способ натяжения арматуры до некоторой степени связан с видом армирования, хотя строгой закономерности здесь нет и в отдельных случаях могут применяться различные способы натяжения арматуры. В заводской технологии применяют четыре основных способа натяжения арматуры: механический, электротермический, электротермомеханический и химический.
Механическое натяжение арматуры осуществляется натяжными машинами и гидродомкратами, а также различными винтовыми и рычажными устройствами. При непрерывном армировании применяются намоточные машины различной конструкции в зависимости от вида изделий и способа производства.
Электротермическое натяжение арматуры основано на использовании линейного расширения стали при нагревании арматуры электрическим током. Существует несколько способов электротермического натяжения арматуры. Основной из них, получивший широкое распространение в СССР, заключается в следующем. Концы удлинившейся при нагревании током арматуры надежно закрепляют в захватах (при натяжении на упоры) или анкерами (при натяжении на бетон), которые препятствуют сжатию арматуры при охлаждении. Поэтому в арматуре возникают напряжения сжатия.
Из других разновидностей электротермического натяжения арматуры практическое применение находит способ, основанный на предварительной обмазке арматуры слоем термореактивной эпоксидной смолы, способной при нагревании полимеризоваться, переходя в твердое состояние. После бетонирования и твердения бетона арматуру нагревают электрическим током до температуры 300°, при которой она удлиняется; одновременно полимери - зуется и твердеет смола, обеспечивая прочное сцепление бетона с арматурой и закрепляя арматуру в натянутом состоянии.
Особенность этого способа заключается в том, что усилия от натяжения арматуры передаются не на форму, а непосредственно на бетон. В связи с этим он может быть использован при современных способах формования изделий с немедленной распалубкой.
Электротермомеханическ'ое натяжение арматуры получило применение при непрерывном армировании намоточными машинами. Проволока, натягиваемая грузом или тормозным устройством на 30—50% от заданного натяжения, одновременно в процессе намотки нагревается, электрическим током. Проволока, намотанная в горячем состоянии на штыри или упоры стендов с неполным натяжением, при остывании сжимается и напрягается до заданного усилия.
Химическое натяжение арматуры осуществляется путем применения расширяющегося (напрягающего) цемента. При расширении бетона в процессе твердения происходит удлинение связанной с ним арматуры. Возникающие в арматуре растягивающие усилия передаются на бетон и сжимают его. Этот способ натяжения уже начинает находить применение на заводах железобетонных изделий.
Передача предварительного напряжения арматуры на бетон (обжатие бетона) может осуществляться тремя, способами.
1. Основой первого способа является сцепление арматуры с бетоном, сопротивление поверхностных сил трения между ними. Напряжения, возникшие в арматуре при ее натяжении на упоры, сохраняются после ее отпуска с упоров вследствие сцепления арматуры с бетоном только для. проволоки диаметром не более 2,5—3 Мм. При этом предполагается бетон повышенных марок 400—500. Надежное повышение сцепления и трения между бетоном и арматурой по всей ее длине (при диаметрах более 3 Мм) осуществляется путем дополнительной обработки арматуры: образования вмятин на поверхности, свивки прядей из двух-трех проволок, либо применением арматуры периодического профиля.
2. Способ передачи предварительного напряжения арматуры на бетон, предусматривающий сцепление арматуры с бетоном и дополнительные анкерные устройства на концах арматурных элементов, применяется в основном при стендовом изготовлении конструкций с мощными арматурными пучками. Анкеры в виде бетонных колодок типа МИИТ или каркасно-стержневые анкеры устанавливаются на концах арматурных элементов при их изготовлении и после бетонирования остаются внутри конструкции. В зависимости от конструкции анкер может передавать на бетон 25—30% расчетного усилия в пучке. Длина
Участка анкеровки, в пределах которой усилия натяжения передаются на бетон, зависит от общей величины натяжения, прочности бетона и конструкции арматурного элемента.
3. Передача усилий натяжения на бетон через анкерные устройства на концах арматурного элемента без учета сцепления, арматуры и бетона в средней части конструкции применяется при натяжении арматуры на отвердевший бетон конструкции. Возможно применение различных арматурных элементов: стержневых, пучковых, а также дисперсного армирования (проволочных пакетов).
Характеристика напряженного состояния конструкции. Работа Предварительно напряженных железобетонных конструкций характеризуется схемами, показывающими состояние изгибаемого элемента при его изготовлении и загружении внешними силами (табл. 11):
Стадия I — стержень не имеет внутренних напряжений; стадия II — арматурный стержень натянут силой ЛГ0 и закреплен в упорах; напряжения в арматуре достигли величины его, равной контролируемому напряжению сг0=0,65 Я* ',
Стадия III — произведено бетонирование конструкции. Величина Оо может оставаться неизменной или уменьшаться вследствие потерь от релаксации напряженной стали, податливости зажимов арматуры и температурных изменений при прогреве до величины а01;
Стадия IV — арматура отпущена с упоров после достижения бетоном необходимой прочности. Вследствие внецентреннего приложения усилий натяжения арматуры элемент выгнулся, в верхних слоях бетона возникли напряжения, растяжения, в нижних —• напряжения сжатия. Произошло упругое обжатие бетона до напряжения сг61 и понижение предварительного напряжения арматуры до величины О01 —Пов1, где П — отношение модулей упругости стали и бетона.
Стадия V — произошли деформации от усадки и ползучести бетона, арматура укорачивается и теряет еще часть напряжений;
Стадия VI — к элементу приложена внешняя нагрузка, изменившая характер напряжений в нем: в верхних слоях бетона возникли напряжения сжатия, в растянутой зоне они уменьшились почти до нуля,. Арматура при этом удлиняется, и растягивающие напряжения в ней возрастают;
Стадия VII — нагрузка возросла до величины, при которой в бетоне начинают появляться трещины. В растянутой зоне сечения возникли предельные напряжения растяжения бетона;
Стадия VIII — нагрузка увеличилась до разрушающей. В сжатой зоне бетона возникли предельные напряжения сжатия при изгибе, а в арматуре — предел прочности на разрыв.
Таблица 1 Стадии напряженного состояния конструкции |
Потери напряжения, возникающие вследствие пластических деформаций бетона и арматуры, в соответствии с нормами проектирования предварительно напряженных железобетонных конструкций сводятся к следующим:
Потери напряжений от усадки бетона О 1, принимаемые при натяжении арматуры на упоры 400 Кг/см2, при натяжении на бетон — 300 Кг/см?-,
Потери напряжений от ползучести бетона <г2. Существенное влияние на эту величину оказывают возраст бетона, степень предварительного напряжения и соотношение между , Напряжениями от внешней нагрузки и предварительного обжатия, а также тепловлажностный режим окружающей среды;
Потеря напряжений от релаксации арматуры аз, учитываемой только для стали классов А—IV и В-П; ’
При натяжении арматуры на бетон учитывают потери от о б - жатия прокладки между анкером и бетонным торцом элемента 04, которые практически определяются величиной соответствующего укорочения арматуры, равной 1 Мм,
Потери от податливости анкеров арматурного пучка или отдельного стержня 04Я, укорочение арматуры также принимается равным 1 Мм-, J
Потери напряжений в арматуре от трения в каналах при натяжении на бетон <75, которые для прямолинейных и криволинейных каналов определяются по особой формуле;
Потери напряжений от смятия бетона под витками спиральной арматуры с? б= 300 Кг/см2-,
Потери предварительного напряжения от температур- ног о уд л и н е н и я проволоки 07=204^, где 4/ — разность между температурой арматуры и температурой устройств, воспринимающих усилие натяжения.
При расчете величины предварительного напряжения не все виды потерь напряжения учитываются одновременно. Принимаемые сочетания потерь зависят от времени натяжения арматуры.
При натяжении арматуры на упоры общая величина потерь | составит:
При обжатии бетона
°щ = °з + а4а + АЪ
В процессе загружения конструкции
°П2 == А1 "Ь а2-
При натяжении арматуры на бетон общая величина потерь составит:
При обжатии бетона
°П1 -- °4 ■ °4а ' а5>
В процессе загружения конструкции
°п2 = °1 + А2 а3-
Общая величина потерь напряжения при расчетах конструкций и определения величины контролируемого напряжения принимается не менее 1000 Кг/см2.
Величина напряжения арматуры, контролируемая при натяжении на упоры для проволочной арматуры, принимается не более 0,65/? ”, для стержневой — не более 0,9 Яа.
При временной перетяжке арматуры для компенсации потерь от релаксации напряжений, неодновременного натяжения арматуры и других потерь разрешается повышать напряжение
Арматуры до Оо=0,75 Я'а.
При натяжении на бетон контролируемое напряжение принимается равным О„, т. е. без учета упругого обжатия бетона, так как оно происходит в процессе натяжения арматуры и потери от него восстанавливаются при натяжении.
Одним из главных преимуществ применения предварительно напряженного железобетона, наряду с конструктивными достоинствами является получаемый при этом экономический эффект. Экономия при напряженном армировании обеспечивается сокращением объема и удельной стоимости бетона и стали, а также снижением веса изделий.
Однако экономическая эффективность сборного предварительно напряженного железобетона в большой степени зависит от применяемой технологии и организации массового производства, так как по сравнению с изготовлением обычного железобетона производство предварительно напряженных изделий значительно сложнее, требует специального оборудования и высокой культуры производства. Существующие способы изготовления предварительно напряженных конструкций еще во многих случаях недостаточно механизированы и требуют больших производственных площадей.
Одной из важнейших задач современной организации производства предварительно напряженных конструкций является дальнейшая механизация и автоматизация, всех элементов технологического процесса.