Определение целевого рынка
Что писать?
Сначала определите рынок сбыта. Какой вид статей вы хотите писать?
Вычеркните из списка юмористическую колонку о ваших родных и близких - редакторы получают подобные предложения сотнями и всегда в них отказывают (за исключением варианта, когда вы уже знамениты или в течение многих лет плодотворно сотрудничаете с данным редактором; да и вести подобную колонку на протяжении многих недель и месяцев гораздо тяжелее, чем вы думаете).
Забудьте и о рецензиях. Редакторы уже устали отбиваться от людей, предлагающих писать критические статьи о книгах, фильмах, путешествиях, телевидении, музыке, ресторанах, театральных постановках, концертах и других подобных вещах. То же самое относится к статьям о садоводстве, кулинарии и дизайне интерьеров - под них обычно отводится постоянная рубрика, и они будут написаны либо штатным специалистом, либо давно сотрудничающим с редакцией журналистом - фрилансером. А из желающих вклиниться на место последнего можно будет выстроить приличную очередь. Стандартные статьи о годовщинах памятных событий и с какими-нибудь наставлениями также обычно пишутся штатными сотрудниками.
Поэтому сфокусируйте свою энергию на определении области, в которую легче всего проникнуть - в большинстве случаев, это - написание обычных тематических статей. Другими словами, вам надо написать содержательную (и занимательную) статью на конкретную тему.
О чем писать?
Составьте список тем, на которые вы можете писать - и будьте конкретны.
♦Есть ли у вас есть профессиональная подготовка?
(Например, вы - дипломированный механик и можете посоветовать читателям, как сделать несложный ремонт автомобиля, подготовить его к зиме и т. п.).
♦ Есть ли у вас практический опыт в выполнении каких-либо работ? (Например, вы в течение многих лет реставрируете мебель и можете посоветовать читателям, как спасти от гибели старинный комод.)
♦ Являетесь ли вы знатоком в какой-либо области? Вы хорошо разбираетесь в тех вещах, о которых другие, возможно, не знают, но могли бы ими заинтересоваться. (Вспомните о своих увлечениях - если вы коллекционируете табакерки или разводите зябликов, то могли бы написать интересную статью о том, как собирать коллекцию или построить собственный птичник).
♦ Чем вы интересуетесь? (Примите к сведению, возможно, вы не слишком хорошо разбираетесь в теме, которую хотите осветить, но если она вам интересна, вы будете писать увлеченно и сможете отыскать все недостающие сведения).
♦ Вы знакомы со специалистами В заслуживающих внимания сферах деятельности, комментарии которых могут сделать вашу статью более основательной? Подробнее об этом см. в главе 4.
♦ Вы знакомы с человеком, историю которого следовало бы рассказать? Например, историю о чьем-либо переезде из далекой провинции в столицу для статьи о том, как снизить стресс при перемене места жительства. Подробнее об этом в главе 4.
Сначала лучше придерживаться той тематики, в которой вы достаточно хорошо разбираетесь (например, писать о здоровье, воспитании детей, финансах и т. д.), а когда у вас появятся достаточное число публикаций, показать новому редактору их список и попытаться начать писать на другие темы.
На какие издания следует ориентироваться?
Как только вы решили, в какой области хотите работать, выясните:
♦ какие издания освещают эту тематику. Сначала почитайте в местной библиотеке справочник Willing's Press Guide или последний выпуск ежегодника Writers' and Artists' Yearbook[3], или же, в другом варианте, изучите витрины газетных киосков, чтобы понять:
♦ какие издания есть на рынке;
♦ как часто они выходят в свет;
♦ какой круг вопросов они освещают.
♦ публикуют ли они статьи внештатных журналистов? Вы должны уметь определять это, изучив соответствующе издание - посмотрите редакционные данные, которые сообщат вам: ♦ фамилию главного редактора;
♦ название компании, адрес и контактную информацию;
♦ состав редакционной коллегии.
Как только вы сделаете это, внимательно прочитайте статьи, выясните, кем они написаны (в так называемой «авторской строке», где обычно указываются данные автора), и посмотрите, какие из этих авторов числятся в списке редакционных журналистов.
Вполне естественно, что получить заказ в небольших журналах и местных изданиях гораздо легче, чем в общенациональных ежедневных газетах и журналах, выходящих большим тиражом.
Как проводить окончательную селекцию?
Когда вы отберете несколько изданий, для которых хотели бы писать, постарайтесь получить в свое распоряжение несколько последних выпусков (достаточно четырех-пяти) и проанализируйте редакционный стиль. Какие типы статей публикуются в этих изданиях? Более конкретно, определите:
♦ объем каждой статьи. Вы получите примерное представление, какой объем должна иметь ваша статья - обычная журнальная страница содержит около 800 слов. Если захотите получить более точное приближение, подсчитайте количество слов в десяти полных строках, затем разделите на десять, чтобы получить количество слов в строке. Затем подсчитайте количество строк в колонке - и тогда для определения количества слов в странице надо количество слов в строке умножить на количество строк в колонке и на количество колонок.
♦ пропорцию между текстом и иллюстрациями. Чем больше иллюстраций, тем короче должна быть текстовая часть статьи.
♦ присутствуют ли в статьях «примеры из жизни» (люди, чей опыт иллюстрирует ваши доводы) и «мнения экспертов» (эксперты, комментирующие ваши идеи)? Приведены ли соответствующие высказывания в виде обособленного текста в рамке или являются частью основного текста (так называемая непрерывная подача материала)?
♦ тип макета - прослеживается ли тенденция в сторону цельной длинной статьи с непрерывной подачей материала или же там есть основной текст с множеством текстовых вставок в рамке (упомянутые выше «примеры из жизни» и «мнения экспертов», а также контактная информация, практические советы и т. п.)?
♦ длину абзацев и предложений: короткие они или длинные?
♦ тон (дружеский, официальный, серьезный, восторженный) и лексические особенности языка.