ТЕХНИКА НА СТРОЙКАХ КОММУНИЗМА
ПЛОВУЧИЕ ЗЕМСНАРЯДЫ
Гидромониторы с землесосными установками — это не единственные машины гидромеханизации. На Великих стройках коммунизма широко применяются так называемые пловучие землесосные установки, или земснаряды, новые более совершенные и более производительные машины гидромеханизации.
На Волго-Доне эти замечательные машины выполнили несколько десятков миллионов кубических метров земляных работ! На стройке Цимлянского гидроузла земснаряды намывали в отдельные дни до 250 000 кубических метров грунта в сутки.
Ещё более широко применение земснарядов на строительстве Куйбышевской и Сталинградской гидроэлектростанций. Так, на стройке Сталинградского гидроузла не менее 80 процентов всех земляных работ будет выполнено пловучими землесосными установками.
Внешний вид земснаряда изображён на рисунке 17. Как видно из рисунка, это — большое судно необычной формы. В носовой его части укреплена массивная металлическая рама в форме треугольника. С вершины этой треугольной рамы вниз опущены толстые стальные канаты. Они поддерживают находящуюся под водой вторую раму. На ней укреплён разрыхлитель грунта — огромная стальная фреза.
Фрезу вращает мощный электродвигатель. Вгрызаясь в берег, разрыхлитель быстро роет сыпучий грунт, смешивая его с водой. Образующаяся пульпа всасывается через отверстие всасывающей трубы, расположенное немного ниже оси разрыхлителя. Всасывание пульпы производится мощным центробежным насосом специальной конструкции, установленным в корпусе землесосного снаряда. Отсюда пульпа перекачивается по трубам к месту намыва плотины.
Рис. 17- Земснаряд (с рис. худ. Г. Васильевой). 1 — разрыхлитель грунта; 2—механизм для передв*ь жения земснаряда; 3—напорный трубопровод, по которому насос 7 гонит пульпу — смесь грунта с водой; 4 — пульповод, уложенный на понтонах; 5 — лебёдка, при помощи которой управляют стрелой разрыхлителя; 6 — электрический двигатель, приводящий в движение разрыхлитель. |
Землесосный снаряд марки «500-60» рассчитан на переброску пульпы на расстояние до трёх километров. За один час этот могучий гидромеханизм вымывает и перегоняет по трубопроводам пятьсот кубических метров грунта.
Ещё совсем1 недавно такой земснаряд был новинкой. Но теперь на Великих стройках уже работают и другие, ещё более мощные землесосы марки «1000-80» с часовой производительностью в тысячу кубометров.
Только в одну минуту этот гигантский землесос разрыхляет и отправляет по пульповоду около двадцати кубических метров грунта. Его механизмы приводятся в действие электродвигателями мощностью в 5 тысяч киловатт.
За одни сутки земснаряд «1000-80» укладывает в плотину более тридцати тысяч кубометров грунта. А за год он намывает три километра земляной плотины 25-метро - вой высоты!
Во всём мире нет машин такой огромной производительности.
Эта советская машина заменяет 35 тысяч землекопов и 15 тысяч лошадей, необходимых для перевозки грунта на расстояние в 4 километра, а обслуживается она всего десятью-двенадцатью человеками!
Работа создателей мощных советских землесосов была отмечена Сталинской премией.
Только в нашей стране, стране самой передовой техники, возможно создание таких гигантских землесосных снарядов.
А сейчас советские конструкторы проектируют уже новые, ещё более мощные землесосные установки, в два-три раза большей производительности, чем гигант «1000-80».
Электрический землесос работает круглый год. В зимнее время особенно важно следить за тем, чтобы подача пульпы не прекращалась ни на минуту. Каждая, даже кратковременная, остановка грозит тем, что пульпа в трубах замёрзнет, а верхний только что намытый слой грунта на плотине обледенеет.
Впервые в мире земляная плотина намывалась в зимнее время на строительстве Куйбышевского гидроузла.
Одной из причин, нарушающих нормальную работу земснаряда, является присутствие в разрабатываемом забое прослоек — «линз» — глины. Когда разрыхлитель попадает в глинистый слой, он вязнет в нём: глина налипает на лопасти фрез, забивает тяжёлыми глыбами отверстие всасывающей трубы; пульпы не образуется, и на карту намыва подаётся почти чистая вода.
Размывать глинистые включения, вклинивающиеся в песчаный грунт,— потеря времени. Их нужно обходить либо сверху, если они залегают глубоко, либо подмыть снизу и, обрушив глинистый слой, вести работу дальше.
Подача пульпы на карту намыва может прекратиться и от разрыва пульповода. Такие разрывы пульповодов происходят вследствие так называемых гидравлических ударов, которые возможны, особенно в момент пуска земснаряда в ход.
Поэтому пускать земснаряд нужно осторожно: сначала гнать чистую воду и лишь тогда, когда она дойдёт до карты намыва, врезать разрыхлитель в грунт.
Возможны и другие случаи, когда прекращается подача пульпы. Поэтому люди, обслуживающие пловучие земснаряды, очень внимательно следят за работой своих могучих машин. Работа земснарядов не прекращается ни днём, ни ночью, ни летом, ни зимой.
Землесосы не имеют для своего передвижения ни колёс, ни винта, как обычные пароходы. Для перемещения у них имеется в кормовой части так называемый свайный аппарат с двумя толстыми сваями — «ногами». Сваи могут поочерёдно упираться в дно канала.
Вот опустилась на дно одна из свай. Вокруг неё, как вокруг оси, поворачивается весь корпус могучей машины. Натягивается стальной трос, прикреплённый к якорю, выброшенному далеко вперёд — в сторону от земснаряда,— и машина поворачивается. Теперь опускается свая, находившаяся в приподнятом положении, а другая поднимается вверх. Подтягивается трос, ведущий к якорю.
Двигаясь вперёд, машина безостановочно работает.
Электрические землесосные снаряды типа «500-60» и «1000-80» способны расширять русла рек, образовывать гигантские водохранилища, «просасывать» каналы. Это — универсальные машины. Но кроме них советскими конструкторами спроектированы и другие «снаряды», специально предназначенные для прорытия каналов. Эти «машины похожи на небольшие корабли с высокими мачтами. К мачтам прикреплены толстые стальные трубы.
По трубам стремительным потоком идёт пульпа. Она отбрасывается далеко в обе стороны от корабля, а сзади, за его «кормой», остаётся готовое русло канала.
Для строительства Главного Туркменского и Сталинградского магистрального каналов изготовляются новые землесосы с дизельными двигателями производительностью в 1500 кубических метров грунта в час.