Тепловое аккумулиров ание энергии
Пиковые установки и установки мгновенного резерва
а) Аккумулирование со скользящим давлением. Первое применение аккумуляторов со скользящим давлением (аккумулирование пара) в энергоустановках было осуществлено па электростанции Мальмё, Швеция. Это была установка мгновенного резерва мощностью 3,75 МВт с давлением в аккумуляторе от 0,8 до 0,2 МПа, перекрывающая 50-минутную паузу между сбросом нагрузки гидравлической установки и набором мощности теплоэнергетической установки в процессе холодного запуска.
Впоследствии некоторые тяговые подстанции для электрифицированных железных дорог с максимальными нагрузками в час пик были оборудованы аккумуляторами со скользящим давлением. Эти аккумуляторы имели мощность порядка нескольких МВт, объем в несколько сотен м3 и верхнее давление до 1,7 МПа.
Последней системой этого типа и в то же время самой большой из построенных является установка аккумулирова-
Рис. 7.10. Турбина с несколькими впусками («аккумуляторная турбина»)! мощностью 20/25 МВт [7.14]. |
ния пара в Шарлоттенбурге (гл. 1, рис. 1.22 и 1.23). На рис. 7.9 показана схема этой установки, которая была построена в 1929 г. и до сих пор находится в эксплуатации. Пар - из турбин с противодавлением заряжает 16 вертикальных аккумулирующих сосудов емкостью 312,5 м3 каждый (общая; емкость 5000 м3). Верхнее давление в аккумуляторе 1,4 МПа,, нижнее — 0,15 МПа. В период пиковых нагрузок пар из аккумулятора поступает в две турбины с электрической мощностью 20 (25) МВт, работающие на аккумулируемом паре. Полная производимая работа (отнесенная к низшему давлению аккумулирования 0,45 МПа) за 1,08 ч составляет - 1,08-40 = 43 МВт-ч. Общая емкость при разрядке (до давления 0,15 МПа) равна 67 МВт-ч, что определяет объемную - емкость аккумулирования 67 000/5000= 13,4 кВт-ч/м3.
На рис. 7.10 показана одна из турбин. Она имеет два блока регуляторов на входе, которые необходимы в связи е большим изменением давления. Для снижения потерь на режиме ожидания турбина имеет малое число ступеней и сравнительно небольшую длину газового тракта.
Аккумулирование пара высокого давления, впервые примененное в локомотивах (гл. 8), было также осуществлено- на электростанциях. К достоинствам такого аккумулирования
а |
5 |
I
Рис. 7.11. Аккумулирующая установка высокого давления в Вене [7.15].
1 — дроссельный клапан; 2 — зарядный бойлер; 3 — питательный насос; 4 — цирку - ляционный насос; 5 — зарядный теплообменник; 6 — пароперегреватель.
относятся отсутствие потребности в специальных аккумуляторных турбинах благодаря постоянному давлению разрядки, высокая объемная емкость аккумулирования (если используются сосуды с горячими стенками, то 25—35 % тепла аккумулируются в его стенках), малая занимаемая площадь и низкие потери в изоляции.
Установка мгновенного резерва такого типа была введена в эксплуатацию в 1938 г. на электростанции «Зиммеринг» венского муниципалитета. У^ановка служила для перекрытия 15-минутной паузы, в течение которой работающий на угле бойлер с вынужденной циркуляцией, обеспечивающий производительность 100 т пара в час, давление 4,0 МПа и температуру 425—450°С, запускается из холодного состояния с помощью нефтяных горелок [7.16].
На рис. 7.11 показана схема этой установки. Ее верхнее давление равно 12,0 МПа, а нижнее давление соответствует нормальному давлению турбины 32 МПа. Установка имеет шесть барабанов высокого давления длиной 9,25 м и внутренним диаметром 1,25 м с толщиной стенки цилиндрической части 72 мм и толщиной плоских днищ 300 мм. Общий объем •барабанов 63 м3. Четыре нижних барабана целиком заполнены водой, а два верхних работают с паровой подушкой.
Установка имеет в своем составе также два аккумулирующих сосуда с перегревом на давление 12,0 МПа общим объемом 19 м3. Зарядка производится с помощью небольшого бойлера или теплообменника, которые частично снижают пе-
12
13 |
15 |
14 |
-© |
sV, -ЇЙ і __ |
Рис. 7.12. Установка аккуму - 16 лирования питательной воды в Мангейме [7.17].
I — регулятор уровня; 2 — пита - тельный насос; 3 — циркуляционный насос; 4, 5 — подогреватели питательной воды; 6 — регулятор; 7 — зарядное устройство со смесителем и подогревателем; 8 — сосуд-аккумулятор; 9 — питательный насос; 10 — бойлер; // — перегреватель; 12—подогреватель; 13 — турбина с противодавлением; 14 — регенеративная турбина; 15 — конденсационная турбина; 16 — конденсатор.
регрев острого пара в байпасной линии («паровой трансформатор»), Емкость аккумулирования установки 4 МВт-ч. удельная объемная емкость 49 кВт-ч/м3. Фотоснимок сосудов установки без теплоизоляции показан на рис. 1.25.
б) Аккумулирование с постоянным давлением (вытеснительное)|. На паровых электростанциях (включая теплофикационные) с регенеративным подогревом питательной воды паром из отбора уже давно нашли применение вытеснительные (на постоянном давлении) аккумулирующие системы с вертикальными сосудами. Это в полном смысле слова без- насосная аккумулирующая система (гл. 3). Поэтому полная эффективность установки, как и объемная емкость аккумулирования, достаточно высока.
Широко известна аккумулирующая установка электростанции в Мангейме, работающей на угле [7.17]. Мощность этой станции составляет 21,15 МВт без аккумулирования и 25,4 МВт (+20%) во время разрядки вытеснительного аккумулятора. Сосуд аккумулятора имеет диаметр 3 м, высоту 20 м, объем 135 м3, рабочее давление 2,0 МПа, рабочую температуру 250/70—80°С, емкость 5 МВт-ч и удельную объемную емкость 37 кВт-ч/м3.
Зарядка аккумулятора допускает снижение электрической нагрузки до 12,25 МВт. Это означает, что отношение зарядной и разрядной мощностей аккумулятора равно 8,9/4,25 = = 2,1, т. е. значительно выше, чем для насосных систем. Схема установки показана на рис. 7.12 [7.21]. Регулирование работы аккумулирующей системы осуществляется вентилем
Рис. 7.13. Совмещенное аккумулирование питательной воды [3.6]. |
і — котел; 2 — подогреватель; 3 — турбины ВД, СД, НД; 4 — конденсатор; 5, 6 —< .конденсатные насосы; 7 — холодный аккумулятор; 8 — охладитель конденсата; 9— 11 — подогреватели питательной воды; 12 — аккумулирующий сосуд питательной воды со смесительным конденсатором и дегазатором; 13 — питательный насос; 14 — .пароохладитель; 15—17 — подогреватели питательной воды; 18 — аккумулятор горя - чей воды с дегазатором; 19 — обводная линия острого пара и пароохладитель; 20 —• обводная линия малой нагрузки; 21—23 — быстрые испарители; 24, 25 — обводная линия среднего давления и пароохладитель; 26, 27 — обводные линии; 28 — выпускной клапан аккумулятора; 29 — разрядный клапан; 90 — регулятор уровня воды; 81—33 — сигналы регулирования аккумулятора; 34 — основной регулятор турбины; 35 — быстродействующий регулятор турбины; 36 — быстродействующие регуляторы ртбора пара; 37 — обратные клапаны отбора; 38 — 42 — клапаны разрядки водой; 43 — питательный насос аккумулятора; 44, 45 — подогреватели питательной воды аккумуля* тора; I — VI — ступени отбора пара и водоподогревателей.
6. Когда вентиль открыт, избыток питательной воды аккумулируется (зарядка); когда он закрыт, вся питательная вода вытесняется из аккумулятора холодной водой (разрядка). Уровень воды регулируется краном холодной воды 11.
в) Буферное аккумулирование. Буферное аккумулирование применяется на паровых электростанциях для увеличения интервала, и в особенности скорости изменений нагрузки [7.13]. На рис. 3.18 показан буферный аккумулирующий сосуд со скользящим давлением, который соединен с холодной линией подогрева (разд. 3.4.3). Такие буферные аккумуляторы применялись на типовых электростанциях уже в 1940-х гг.
На рис. 7.13 показан буферный аккумулятор расширительного типа в линии питательной воды [3.6]. Горячая вода отбирается из аккумулятора и впрыскивается в несколько быстрых испарителей (на рисунке их два); затем пар поступает в подогреватели питательной воды и, если требуется, даже в турбину. Линия питательной воды используется для зарядки аккумулятора. Система регулирования спроектирована таким образом, что во время нормальной работы энергетической установки не происходит ни зарядки, ни разрядки, з в аккумуляторе поддерживается средний уровень воды. Аккумулирующая система используется только в случае быстрых изменений нагрузки.
Аккумулирование для осуществления быстрого запуска может рассматриваться как специальный случай буферного аккумулирования. Избыток пара, выработанный с момента пуска котла до запуска турбины и генератора (и в случае сброса нагрузки), аккумулируется для экономии тепла и конденсата.