Тепловое аккумулиров ание энергии
Обзор практики теплового аккумулирования энергии
Хотя тепловое аккумулирование энергии (ТАЭ) применялось при строительстве сооружений и отопительных систем с давних пор, его промышленное использование началось только в XIX столетии; регенераторы для систем утилизации тепла продуктов сгорания на основе керамических материалов примерно с середины прошлого века применяются в промышленных процессах, требующих высоких температур горения и, следовательно, высоких температур воздуха. Системы такого рода все еще используются в металлургической и стекольной отраслях промышленности, в производстве кокса, в низкотемпературной части парогенераторов и нашли приме-
Рис. 1.20. «Бестолочный» локомотив [8.10]. |
нение в газовых турбинах открытого цикла, а также в системах кондиционирования воздуха.
Применение ТАЭ для аккумулирования механической энергии на транспортных средствах с помощью термохимических (NaOH) превращений восходит к 80-м годам XIX столетия. Известны речное судно, построенное в 1883 г., которое совершало плавания по Шпрее, дорожный экипаж, находившийся в эксплуатации на линии между Берлином и его пригородом Шарлоттенбургом, и, наконец, железнодорожный локомотив Хонигмана, который использовался в качестве тяги
Рис. 1.21. Теплоаккумулирующая бойлерная установка Макмагона [1.20]. / — топка; 2 — пароперегреватель; 3 — зарядная труба; 4 — бойлер; 5 — аккумулятор; 6 — насос. |
пассажирских поездов,, регулярно курсировавших между Юлихом и Аахеном в 1882. г. [8.6]. Этот локомотив не имел выхлопа. Отработавший пар абсорбировался NaOH, выделяя тепло, которое шло на генерирование пара в трубах котла локомотива (рис. 1.18). Зарядная станция, на которой восстанавливалась исходная концентрация NaOH (путем выпаривания), была расположена на одной из железнодорожных станций (рис. 1; 19).
Процесс аккумулирования тепла с применением NaOH после этого был предан забвению и только в последнее время предложен снова [8.18] .
За несколько лет до появления локомотива Аонигмана принцип аккумулирования пара (в насыщенной воде под давлением) был применен в городских экипажах Нового Орлеана. Номинальное давление в аккумуляторе было равно рабочему давлению. При снижении давления в аккумуляторе выходная мощность уменьшалась. На промышленных предприятиях, где из соображений безопасности не допускается применение топок, локомотивы такого типа применялись очень часто и получили название бестолочных локомотивов (рис. 1.20).
Примерно к тому же времени относится применение ТАЭ в стационарных установках генерирования пара. Внешний сосуд горячей воды для аккумулирования пара (рис. 1.21) — предшественник аккумулятора с переменным давлением Рут - са, появившегося в начале XX столетия, — был запатентован Макмагоном в 1873 г. [1,20].
Рис. 1.22. Клепаный стальной сосуд шарлоттенбургской аккумулирующей установки (размеры в миллиметрах).
ВУВ — высший уровень воды при 1,4 МПа (полностью заряжен); НУВ — низший уровень воды при 0,15 МПа (полностью разряжен).
Разработка современной схемы аккумулятора пара с переменным давлением основывалась на идее Я. Рутса. В патенте, выданном Рутсу в 1913 г. [1.20], уже указывалось на возможность применения этой идеи для выработки пара. Первая энергетическая пиковая турбинная установка с аккумулятором пара была сооружена в 1920 г. в Мальме (Швеция) для покрытия пиковых нагрузок и обеспечения необходимого резерва. Кроме этого, Маргуэрре также в 1920-х гг. разработал систему аккумулирования питательной воды (выносной аккумулятор при постоянном давлении); крупная установка такого рода была построена и в Мангейме. Энергетическая установка с аккумулированием пара электрической мощностью пиковой турбоустановки 50 МВт с емкостью аккумулятора 67 МВт-ч и давлением в нем 1,4 МПа была построена в 1929 г. в Шарлоттенбурге. По прошествии более чем 50 лет эта аккумулирующая установка по-прежнему несет круглосуточную службу пиковой и резервной станции в энергосистеме Западного Берлина. На рис. 1.22 представлен
Рис. 1.23. Общий вид шврлоттенбургской пиковой аккумулирующей установки. |
Рис. 1.24. Локомотив Гилли с аккумулированием тепла при высоком давле* нии перегретого пара (1934 г., 11,8 МПа, 82 т), |
Рис. 1.25. Теплоаккумулирующая установка горячего резерва в Зиммеринге.
один из 16 клепаных стальных сосудов давления этой установки, а на рис. 1.23 показан ее общий вид.
В 1920 г. П. Гилли применил метод аккумулирования тепла при переменном давлении для перегретого пара и высоких давлений (до 12 МПа). Пар высокого давления, генерируемый в сосуде-аккумуляторе, дросселируется до рабочего давления (1,4—1,7 МПа), а затем перегревается в паровом пространстве аккумулятора [2.4, 8.8—8.15]. Такая система была использована на большом количестве локомотивов (рис. 1.24) и на установке горячего резерва теплоэлектростанции Венского муниципалитета в Зиммеринге (рис. 1.25).
В промышленности теплоаккумулирующие установки использовались меньше; большинство из них работало по принципу переменного давления (на паре скользящих параметров). В частности, они применялись в химической, пищевой и металлургической отраслях промышленности для технологических процессов, связанных с использованием тепла. Нашли применение в районных системах теплоснабжения и вытеснительные тепловые аккумулирующие установки.
Интерес к тепловым аккумулирующим системам возродился вновь главным образом в связи с необходимостью экономии и замены нефтепродуктов при выработке тепла и
2 Зак 414
электроэнергии. Солнечные установки для обогрева помещений и нагрева воды для бытовых и технологических нужд нуждаются в системах аккумулирования тепла почти всегда, районные отопительные системы и установки с тепловыми насосами — во многих случаях. Солнечные энергетические установки нуждаются в аккумулировании энергии для создания резерва и ее использования в нужное время. При использовании установок базисной нагрузки, работающих на угле или ядерном топливе, замена пиковых установок на жидком топливе аккумуляторами энергии даст эксплуатационные преимущества и обеспечит лучшее использование энергетического оборудования. В частности, для ядерных установок (и даже в большей степени для систем с реакторами на быстрых нейтронах и термоядерных реакторов) с их высокими капитальными затратами и низкой стоимостью топлива весьма эффективным может оказаться комплексное или гидравлическое аккумулирование энергии, когда общая мощность таких установок превосходит базисную нагрузку. Такие новые применения, а также новая технология изготовления сосудов-аккумуляторов (например, подземные полости и сосуды из предварительно напряженного чугунного литья) открывают возможности для реализации новых принципов аккумулирования и схем потоков теплоносителей. Была разработана и построена [7.1—7.11] система аккумулирования энергии посредством сжатого воздуха, состоящая из газовой турбины открытого цикла и пневматической аккумулирующей системы, в которой используется подземное хранилище.
Для паровых энергетических установок была разработана комбинированная система теплового аккумулирования, в которой используются аккумуляторы расширительного типа и аккумуляторы питательной воды и пара.