Тепловое аккумулиров ание энергии
Газотурбинные насосные аккумулирующие установки с пневматическим аккумулированием энергии
Такая установка аккумулирования энергии сжатого воздуха (ПАЭ) состоит из газовой турбины открытого цикла и резервуара сжатого воздуха, связанного с циклом газовой турбины и расположенного между выходом из компрессора и камерой сгорания.
При работе в условиях пиковых нагрузок мощность компрессора частично или полностью компенсируется сжатым воздухом (рис. 3.4). На основной схеме показано устройство со скользящим давлением воздуха (с постоянным объемом — разд. 2.6), а справа внизу показано устройство с постоянным давлением, поддерживаемым за счет гидростатического напора [3.3].
Расположение оборудования и конструкция установок с использованием ПАЭ имеют ряд специфических черт.
Из соображений, связанных с емкостью аккумулятора, давление аккумулирования обычно выбирается много выше оптимального верхнего давления газовой турбины с открытым циклом; при этом приходится идти на уменьшение КПД процесса при базисной нагрузке.
Рис. 3.4. Установка пневматиче- ского аккумулирования энергии (ПАЭ) посредством сжатого воздуха.
а — аккумулятор сжатого воздуха со скользящим давлением; б — аккумулятор сжатого воздуха с постоянным давлением.
Между аккумулятором и газовой турбиной может быть установлен дополнительный тепловой аккумулятор, для накопления энергии в котором может использоваться тепло, выделяемое при сжатии во время зарядки и поглощаемое вновь во время разрядки. В этом случае эффективность аккумулирования и емкость ПАЭ повышаются.
Обычно установки такого типа оснащаются двигателем или двигателем-генератором, который позволяет осуществлять зарядку аккумулятора сжатым воздухом от энергосети (при отсоединенной газовой турбине). При этом турбина может работать на сжатом воздухе из аккумулятора (с отключенным компрессором). В этом случае установка с ПАЭ становится насосной системой аккумулирования, аналогичной чисто пневматическим системам аккумулирования, которые будут описаны в следующем разделе (хотя во время разрядки по-прежнему должно сжигаться топливо).