ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИЕ И ЗВУКОИЗОЛЯЦИОННЫЕ КАЧЕСТВА ОГРАЖДЕНИЙ ДОМОВ ПОВЫШЕННОЙ ЭТАЖНОСТИ
ПУТИ СНИЖЕНИЯ ШУМА ОТ ЛИФТОВЫХ УСТАНОВОК
Одной из наиболее важных задач, возникших в связи с переходом к строительству крупнопанельных, домов повышенной этажности, является создание малошумного инженерного оборудования, в том числе и лифтовых установок. Эксплуатация лифтов во многих случаях сопровождается высокими уровнями шума в машинных помещениях и шахтах. Вызванные работой лебедок колебательные процессы (внбрания) передаются по конструкциям здания и создают шум в квартирах.
Насколько интенсивен проникающий в жилые помещения шум лифта, зависит от шумовых характеристик механизма лебедки, архитектурно-планировочных и конструктивных решений машинных помещений и лифю- вых шахт, а также от звукоизолирующей способности ограждающих конструкций. Шум из машинного помещения передается в жилые помещения через перекрытия и ограждающие конструкции шахт лифта, а также через двери машинного помещения и квартир. Одновременно с воздушным шумом в квартиры проникает корпусной шум (материальная передача звука).
Общей характерной особенностью конструктивных решений лифтовых помещений является то, что шахты лифтов, как правило, примыкают к холлам, прихожим, сан^-злам или кухням квартир (оптимальное планировочное решение с точки зрения звукоизоляции — устройство выносной лифтовой шахты или ее расположение в лестничной клетке между лифтами). Машинные помещения лифтовых установок находятся на верхнем этаже, на уровне крыши дома. Плиты перекрытий машинного помещения во всех случаях представляют собой жестко защемленные по всему контуру прямоугольные панели Стены шахт лисЬтов жестко связаны с основными конструкциями зданий. Каких-либо мео, способствующих затуханию звуковых колебаний (вибрации), распространяющихся по корпусу здания, не предусмотрено.
Например, мапшнное помещение лпсЬтов крупноблочных домов серий ТЫ Я и И-2П6 расположено на уровне техническою этажа. Железобетонная плита перекрытия этого помещения толщиной 20 см опирается двумя сторонами на уступы специальных керамзитобеюнных бачок Условия опирання перекрытия и сплошное замоно - личивание конструкции машинного помещения tic препятствуют распространению вибрации по зданию, вызванной работой привода лифта, а, наоборот, усиливают его.
Шахта лифта встроена и выполнена из сборных блоков и панелей на всю высоту здания. Жилые квартиры изолируют от шума, возникающего в шахтах, двумя боковыми стенками, выполненными из блоков толщиной 39 см. Задняя стенка толщиной 38 см представляет собой двойное ограждение из блока толшиной 22 см и гипсобетонной панели толщиной 8 см, связанных между собой по контуру с воздушным промежутком между ними в 8 см. Такие ограждающие конструкции обеспечивают высокую звукоизоляцию квартир от воздушного шума. Но жесткое замоноличивание плиты помещения по всему контуру, отсутствие акустической развязки машинного помещения и шахты лифта от основных конструкций зданий, некачественное выполнение работ по заделке стыков в процессе монтажа сборных элементов лифтовой шахты могут быть причиной повышенного уровня шумов.
Машинное помещение лифтов в домах серии 1605 расположено на уровне крыши дома. Плита перекрытия помещения толщиной 20 см выполнена из железобетона и опирается на железобетонные балки. По всему периметру она защемлена стеновыми панелями. Специальные акустические развязки плиты от основных конструкций здания не предусмотрены. Шахта лифта встроена, монтируется она из объемных железобетонных элементов высотой на этаж размером 188Х168Х Х278 см, толщина стенок 10 см. Стыки объемных элементов шахты лифта находятся на уровне междуэтажных перекрытий. Непосредственно к шахте на каждом этаже примыкает одна квартира, причем с шахтой граничат кухня и санузел. Между стенкой объемного элемента и железобетонной перегородкой толщиной 14 см, ограждающей квартиру со стороны лестничной клетки, имеется воздушный промежуток 2,5 см, поэтому звукоизоляцию этого ограждения от воздушного шума обеспечивают две панели с воздушным зазором, не связанные по контуру. Недостатком такого решения является жесткая заделка по всему контуру плиты перекрытия машинного помещения. Однако двойное ограждение с воздушным промежутком создает акустический разрыв для вибрации, вызванной ударами на стыках направляющих кабин.
Машинное помещение лифта в домах серии 11-49 расположено на уровне крыши дома. Железобетонная илита перекрытия машинного помещения толщиной 18 см опирается на шахту и жестко заделана по всему периметру, что способствует передаче вибрации на ограждающие конструкции здания. Шахта лифта встроена и смонтирована из объемных элементов размером в плане 420X238, высотой на этаж, толщина железобетонной стенки объемного элемента 14 см. Шахта примыкает к санузлам и прихожим двух квартир. Звукоизоляцию боковых стенок объемных элементов шахты несколько увеличивают встроенные шкафы в прихожих. Объемные элементы в процессе монтажа устанавливают на междуэтажные перекрытия здания без каких-либо акустических развязок. Единственным различием шахт в домах серий П-49Д и П-49П является то, что в домах типа «П» объемные элементы шахт монолитные, а в домах типа «Д» их собирают из панелей на заводе. Жесткое закрепление плиты машинного помещения по всему контуру способствует распространению вибрации по основным конструкциям здания при работе привода лифтов. Отсутствие акустических разрывов объемных элементов от междуэтажных перекрытий, а также использование стен шахты в качестве разделительных ограждений между шахтой и квартирой неблагоприятно влияет на шумовой режим здания.
Машинное помещение лифта в домах серии 11-57 расположено также на уровне крыши дома. Плита перекрытия машинного помещения представляет собой прямоугольную в плане пластину толщиной 18 см и при устройстве чистого пола защемляется по всему периметру. Таким образом, места защемления плиты являются акустическими «мостиками» для передачи вибрации на основные конструкции здания. Шахта лифта выполнена встроенной и является глухой на всю высоту здания. Лифтовую шахту монтируют из железобетонных панелей толщиной 14 см, которые опираются на междуэтажные перекрытия. Горизонтальные стыки панелей жестко защемлены междуэтажными перекрытиями. Такое решение способствует распространению шума косвенным путем в жилые комнаты. Лифтовая шахта на уровне каждого этажа примыкает к двум квартирам и граничит с прихожими и санузлами. Так же как жесткое защемление плиты перекрытия машинного помещения, это способствует распространению материального шума.
Машинные помещения, шахты лифтов, узлы их примыкания к квартирам в домах серий ПЗО/12 и П46(47)/12 одинаковы и выполнены из изделий Единого каталога. Машинное помещение лифтов расположено на уровне чердака. Плита перекрытия жилого помещения оторвана от плиты перекрытия машинного помещения, благодаря чему уменьшается передача вибрации от плиты перекрытия машинного помещения помещению здания. Шахты лифтов монтируют из объемных элементов, с толщиной стенок 12 см. Между шахтами лифтов и внутренними стенами имеется зазор 20—40 мм. Вертикальный шов между шахтами лифтов, а также шахтами и стенами здания заполняют деревянными наличниками или алюминиевыми нащельниками. Зазор между шахтами лифтов в каждом этаже в месте соединения объемных элементов заполняют древесноволокнистой плитой. Между объемными элементами шахты и внутренней стеной зданий, с одной стороны, и лестничной площадкой— с другой есть зазор 30 мм. Непосредственно к шахтам не примыкает ни одна квартира, благодаря чему шум от лифтов в квартирах снижается. Недостаток конструкции лифтовых шахт — жесткая заделка по всему контуру плиты перекрытия машинного помещения. Однако отрыв плиты перекрытия машинного помещения от плиты перекрытия жилого помещения создает достаточную звукоизоляцию квартир. Воздушный зазор между шахтами лифта и между его стенами и лестничной площадкой создает акустический разрыв для вибрации, вызванной ударами на стыках направляющих кабин.
Уровень шума в жилых комнатах регламентирован «Санитарными нормами допустимого шума в жилых домах» № 535-65, согласно которым он не должен превышать 30 дБА.
Таблица 53. Средние уровни шума в жилых комнатах, примыкающих к машинным помещениям лифтов, при сдаче домов в эксплуатацию
|
По результатам многочисленных измерений установлено (табл. 53), что уровни шумов в жилых помещениях при равномерной работе лифтов превышают норму.
Для оценки степени снижения уровня шума после приработки направляющих были измерены шумы в заселенных квартирах (двухмесячная эксплуатация лифтов) (табл. 54). Результаты свидетельствуют, что хотя уро-
Таблица 54. Средние уровни шумов в жилых комнатах, примыкающих к машинным помещениям лифтов после ввода в эксплуатацию домов
|
Вень шума в квартирах превышает нормативные требования, после обкатки лифтов и меблировки квартир он снижается.
Уровни звукового давления в октавных полосах даны в табл. 55.
Средние уровни звукового давления в нормируемом диапазоне частот превышают допустимые значения. Наибольшее превышение наблюдается в диапазоне частот 250—1000 Гц в домах серий II-49 и 11-57.
Экспериментально исследованы уровни шумов от
цифтовых установок в домах серий П57/12, 1605-АМ/9 (тип лифта ЛП-350-0,65-64 Карачаровского завода) и в 14-этажных кирпичных домах (тип лифта ЛП-350-1,0-68 тоже Карачаровского завода). Лебедки лифтов установлены на амортизационное устройство, состоящее из подлебедочной плиты, резиновых виброизоляторов и подрамника. Частотные характеристики шума в машинных помещениях даны на рис. 67.
Средний уровень шума привода лифта ЛП-350-0,65-64 составляет 73 дБА н колеблется в пределах 71 — 76 дБ А; лифта Л П-350-1,0-68 — 77—82 дБ А при среднем уровне 80 дБА. Уровни шума в лифтовой шахте при движении кабины колеблются в пределах 50—65 дБА.
В зависимости от степени обработки стыков направляющих и наличия трения башмаков кабины возможны случаи увеличения уровней шума в высокочастотной области спектра. Следует отметить, что па уровень шума в машинных помещениях и на его спектральную характеристику влияют шумовые характеристики лебедок, степень виброизоляции, звуковая мощность, излучаемая вибрирующим перекрытием.
С целью выявления причин повышенного уровня шума в квартирах в натурных условиях проведены экспериментальные исследования звукоизоляции ограждающих конструкций машинных помещений и лифтовых шахт от воздушного шума. Для этой цели в машинных отделениях электронной акустической аппаратурой был создан шум постоянного уровня 100—104 дБА и измерен его уровень в жилых помещениях. Показатель звукоизоляции определяли как разность уровней шума, измеренных в машинном помещении и в квартире, которая характе-
Таблица 56. Разность уровней шума в машинных помещениях и прилегающих к ним жилых квартирах (натурные измерения)
|
Ризует общую звукоизолирующую способность конструкций (табл. 56).
Данные табл. 56 показывают, что ослабление шума в результате звукоизоляции довольно значительно. Звукоизоляция в домах II-57 и II-18 практически одинакова. Средняя звукоизоляция ограждающих конструкций машинного помещения, например, для домов серии 1605 составляет 57 дБА.
Допустимый уровень шума в жилых квартирах не должен превышать 30 дБА. Максимально допустимый уровень воздушного шума в машинных помещениях составляет в среднем 87 дБА. Фактические же уровни шума последних 75—80 дБА при равномерной работе лифтов. Следовательно, звукоизоляция от воздушного шума ограждающих конструкций машинных помещений и шахт лифтов не должна превышать уровни шума в квартирах, т. е. должна находиться в пределах требований санитарных норм. Однако в некоторых случаях уровни шумов в квартирах превышают нормы. Основная причина этого — распространение звука вследствие недостаточной виброизоляции лифтовых лебедок.
Виброизоляцию лифтовой лебедки осуществляют с помощью резиновых амортизаторов, устанавливаемых между плитой перекрытий машинного помещения и под - лебедочной плитой, при этом уменьшаются динамические нагрузки, передаваемые на перекрытия и уменьшается шум в жилых квартирах. Степень виброизоляции лебедки имеет существенное значение для снижения уровня шума в жилых квартирах, так как колебательная энергия от лебедки непосредственно передается их ограждающим конструкциям.
Эффективность виброизоляцйи лебедок определяется путем измерений перепада вибраций (колебательной скорости, см/с) на иодлебедочной плите и плите перекрытия машинных помещений. Перепад вибраций в октавных полосах частот имеет следующий характер:
|
Одной из основных причин повышенного уровня шума в квартирах является недостаточная эффективность виброизоляции амортизационного устройства, особенно на частоте 250 Гц. По данным исследований НИИстрой - физики Госстроя СССР, амортизационные устройства иод лебедку лифтов должны обеспечить виброизоляцию не менее 25 дБА, что необходимо для снижения шума в квартире в пусковой момент лифтовой лебедки.
Инструментальные измерения рабочей высоты амортизаторов показали, что неравномерное сжатие резиновых виброизоляторов является следствием асимметричного их расположения относительно центра тяжести лифтовой установки или нарушения равномерной осадки виброизоляторов.
Применение малошумных электродвигателей для привода лифтовых лебедок позволяет снизить уровень шума в квартирах на 1—3 дБА. При этом вибрацию от лифтовых лебедок снизить не всегда удается. Поэтому Моспроект-1 на основании экспериментальных данных НИИМосстроя разработал двухступенчатую виброизоляцию лифтовых лебедок, которая была использована в ряде эксплуатируемых домов.
Принципиальная схема двухступенчатой виброизоляции (в отличие от типовой одноступенчатой) заключается в следующем. Лифтовую лебедку с амортизационной плитой и резиновыми амортизаторами ставят на вторую амортизационную плиту, которая через дополнительные резиновые амортизаторы опирается на железобетонную плиту, перекрывающую лифтовую шахту, как указано на рис. 68. Снижение вибрации на полу машинного помещения достигается главным образом на частотах от 63 Гц и выше. При одноступенчатой виброизоляции в квартиры проникает шум от с1руктурной составляющей па частотах 125 250 1 ц, из-за чего уровень шума в квартирах повышается (с грукгурная составляющая шума появляется в результате неровностей на поверхностях шариковых или роликовых нодшппников редуктора электродвигателя).
Суммарный эффект снижения шума и затухания вибрации при двухступенчатой впброизоляции лифтовых лебедок, по данным исследовании, показан в табл.57
Таблица 57. Затухание вибраций и снижение шума в результате введения второй ступени виброизоляции лифговых лебедок
|
В системе двухступенчатой виброизоляции первая ступень имеет менее высокие пзолируюшие свойства, чем одноступенчатая вибропзоляния. Однако в целом двухступенчатая виороизоляиия, как видно из табл. 58. обеспечивает большее снижение вибрации, чем одноступенчатая
Таким образом, двухступенчатая виброизоляиия является эффективным средством снижения структурного шума от лифтовых лебедок: шумы в квартирах, расположенных вблизи машинных помещений, снижаются до нормативных значений (не более 30 дБ А, что требуется санитарными нормами)
Таблица 58. Затухание вибрации при одноступенчатой и двухступенчатой виброизоляции лифтовых лебедок
Серия дома |
Особенности вибро - нзоляции
Среднее значение, ДБА |
Затухание вибрации, дВА, при средней частоте октавны^ полос, Гц
250 |
125 |
63 |
500
11-209 Одноступен
Чатая
И-209 Первая ступень
Вторая » Обе ступени вместе
П-49Д Одноступенчатая
П-49Д Первая ступень
/ — лифтовая лебёдка; 2—амортизационная плита; 3-- резиновые амортизаторы; 4—железобетонная плита |
Вторая » Обе ступени вместе
Решить проблему снижения шума и вибрации в квартирах от работы
Лебедок можно двумя путями:
1) применяя двухступенчатую виброизоляцию (это проверено на практике в домах серий П-49Д, И-209 и 14-этажных кирпичных домах);
2) снижая шум и вибрацию в источнике, заменив, например, в редукторе и электродвигателе лебедки подшипники скольжения на подшипники качения.
Многочисленные измерения уровней шумои в квартирах, примыкающих к машинным помещениям,
Рис. 68. Принципиальная схема двухступенчатой вибро^3°Ляции лифтовых лебедок |
В домах, построенных из деталей Единого унифицированного каталога, показали, что уровни шумов в них находятся в пределах санитарных норм (составляют в среднем 30 дБА).