ЭЛЕМЕНТЫ ТЕПЛОПРОВОДОВ И ИХ РАСЧЕТ
Трубы и араматура. Для строительства тепловых сетей ирюльзуют стальные трубы, соединяемые при помощи электрической или газовой сварки Стальные трубы подвергаются внутренней и наружной коррозии, что снижает срок службы и надежность тепловых сетей. В связи с этим для местных систем горячего водоснабжения, которые подвержены усиленной коррозии, применяют трубы стальные оцинкованные. В ближайшем будущем намечается применение эмалированных труб.
Из стальных труб для тепловых сетей в настоящее время используют в основном электросварные с продольным прямым и спиральным швом и бесшовные горячедеформированные и холоднодеформи- рованные, изготовляемые из сталей марок Ст. 3, 4, 5, 10, 20 и низколегированных. Выпускаются электросварные трубы до условного диаметра 1400 мм, бесшовные — 400 мм. Для сетей горячего водоснабжения могут применяться также водогазопроводные стальные трубы.
В последние годы ведутся работы по использованию для теплоснабжения неметалличёских труб (асбестоцементных, полимерных, стеклянных и др.). К их достоинствам относится высокая антикоррозионная устойчивость, а у полимерных и стеклянных труб и более низкая шероховатость по сравнению со стальными трубами. Асбесто - цементные и стеклянные трубы, соединяют при помощи специальных конструкций, а полимерные трубы — на сварке, что значительно упрощает монтаж и повышает надежность и герметичность соединений. Основным недостатком указанных неметаллических труб являются невысокие допустимые значения температур и давлений теплоносителя — примерно 100°С и 0,6 МПа. В связи с э^им их можно использовать только в сетях, работающих с низкими параметрами воды, например в системах горячего водоснабжения, конденсатопрово - дах и др.
Арматура, применяемая в тепловых сетях, по назначению подразделяется на запорную, регулировочную, предохранительную (защитную), дросселирующую, конденсатоотводящую и контрольно-измерительную.
К основной арматуре общего назначения относят обычно запорную арматуру, так как она используется наиболее широко непосредственно на трассе тепловых сетей. Остальные виды арматуры устанавливаются, как правило, в тепловых пунктах, насосных и дросселирующих подстанциях и др. Они рассмотрены в гл. 3.
Основными типами запорной арматуры тепловых сетей являются задвижки и вентили. Задвижки применяются обычно в водяных сетях, вентили — в паровых. Изготовляют их из стали и чугуна с флан - цевьщи и муфтовыми присоединительными концами, а также с концами под приварку труб на различные условные диаметры.
Запорная арматура в тепловых сетях устанавливается на всех трубопроводах, отходящих от источника тепла, в узлах ответвлений с 100 мм, в узлах ответвлений к отдельным зданиям при
DY ^ 50 мм и длине ответвления / ^ 30 м или к группе зданий с суммарной нагрузкой до 600 кВт (0,5 Гкал/ч), а также на штуцерах для спуска воды, выпуска воздуха и пусковых дренажей. Кроме того, в водяных сетях устанавливаются секционирующие задвижки: при 100 мм через /секц^ЮОО м; при dy=350...500 мм через ^секц^1500 м при условии спуска воды из секции и ее заполнения водой не более чем за 4 ч, и при dY ^ 600 мм через /СЄкц ^ 3000 м при условии спуска воды из секции и ее заполнения водой не более чем за 5 і.
В местах установки секционирующих задвижек делаются перемычки между подающими и обратными трубопроводами с диаметром, равным 0,3 диаметра основных трубопроводов, для создания циркуляции теплоносителя при авариях. На перемычке последовательно устанавливаются две задвижки и контрольный - вентиль между ними на dy = 25 мм для проверки плотности закрытия задвижек.
Для облегчения открытия задвижек с 350 мм на водяных
Сетях и с dy ^ 200 мм и 1,6 МПа на паровых сетях, требующих большого вращательного момента, делают обводные линии (разгрузочные байпасы) с запорным вентилем. В этом случае затвор разгружается от сил давления при открытии задвижек и уплотнительные поверхности предохраняются от износа. В паровых сетях обводные линии используются также для пуска паропроводов. Задвижки с ■dy ^ 500 мм, требующие для своего открытия или закрытия вращательного момента более 500 Н-м, должны применяться с электроприводом[23]. С электроприводом предусматривают также все задвижки при дистанционном управлении.
Трубы и арматуру выбирают из выпускаемого сортамента в зависимости от условного давления, рабочих (расчетных) параметров теплоносителя и окружающей среды.
Условное давление определяет максимально допустимое давление, которое длительно могут выдержать трубы и арматура определенного типа при нормальной температуре среды + 20°С. При повышении температуры среды допустимое давление снижается.
Рабочие давления и температуры теплоносителя для выбора труб, арматуры и оборудования тепловых сетей, а также для расчета трубопроводов на прочность и при определении нагрузок на строительные конструкции должны приниматься равными, как правило, номинальным (максимальным) значениям в подающих трубопроводах или на нагнетании насосов с учетом рельефа местности. Значения рабочих параметров для различных случаев, а также ограничения при выборе материалов труб и арматуры в зависимости от рабочих параметров теплоносителя и окружающей среды указаны в СНиП П-36-73.
Необходимую толщину стенки труб, мм, определяют в зависимости от внутреннего (рабочего) давления теплоносителя (другие нагрузки не учитываются), по уравнению*
Рраб £>н
S== 2-Ю4 [а] ф + Рраб +С'
Где рраб — рабочее давление теплоносителя, Па; DH — наружный диаметр трубы, мм; [а] —допустимое напряжение материала трубы при рабочей температуре теплоносителя, Па; <р — коэффициент прочности сварного шва; с — прибавка к расчетной толщине стенки трубы, мм.
В качестве допустимого напряжения [а] по правилам Госгортех - надзора следует принимать наименьшую из трех величин:
4 0 Д п
I'Klji 1«1<-1Т: [°1<тх '
Где ffg —временное сопротивление стали разрыву (предел текучести); —условный (при остаточной деформации 0,2%) предел текучести стали при растяжении; (Гд п — условный предел длительной прочности стали при растяжении (напряжение, вызывающее разрушение через 100 тыс. ч).
Значения сг в, От и о>І. п определяются, согласно ГОСТу, по прочностным характеристикам сталей при рабочей температуре теплоносителя. Коэффициент прочности сварного шва (р, характеризующий относительное снижение допустимого напряжения для шва по сравнению с целой стенкой, принимается в зависимости от типа шва в пределах 0,7—1. Прибавка с берется равной наибольшему минусовому допуску по толщине стенки, предусмотренному ГОСТом на трубы или листы, но не менее 0,5 мм.
Теплоизоляционные материалы и конструкции. Тепловая ичоЛя - ция устраивается на трубопроводах, арматуре, фланцевых соединениях, компенсаторах и опорах для следующих целей:
1) уменьшения потерь тепла при его транспортировании, что снижает установленную мощность источника тепла и расход топлива;
2) уменьшения падения температуры теплоносителя, подаваемого к потребителям, что снижает требуемый расход теплоносителя и повышает качество теплоснабжения;
3) понижения температуры на поверхности теплопровода и воздуха в местах обслуживания (камерах, каналах), что устраняет опасность ожогов и облегчает обслуживание теплопроводов.
Кроме того, теплоизоляционные покрытия выполняют иногда роль антикоррозионной защиты наружной поверхности стальных труб и оборудования, что повышает их долговечность и надежность теплоснабжения.
Для тепловой изоляции применяют материалы, имеющие низкую теплопроводность и низкий коэффициент коррозионной активности, малое водопоглощение, высокое электросопротивление и высокую механическую прочность. Не допускается использовать материалы, подверженные горению и гниению, а также содержащие вещества, способные выделять кислоты, крепкие щелочи, вредные газы и серу.
Наиболее тяжелые условия для работы теплопроводов возникают при подземной канальной и особенно бесканальной прокладке вследствие увлажнения тепловой изоляции грунтовыми и поверхностными водами и наличия в грунте блуждающих токов. В связи с этим к важнейшим требованиям к теплоизоляционным материалам относятся малое водопоглощение, высокое электросопротивление, а при бесканальной прокладке высокая механическая прочность.
В - качестве тепловой изоляции в тепловых сетях в настоящее время применяют в основном изделия из неорганических материалов (минеральной и стеклянной ваты), известково-кремнеземистые, совелитовые, вулканитовые, а также составы, изготовляемые из асбеста, бетона, асфальта, битума, цемента, песка или других компонентов для бесканальной прокладки: битумоперлит, асфальтоизол, армопенобетон, асфальтокерамзитобетон и др.
В зависимости от вида используемых изделий тепловую изоляцию подразделяют на оберточную (маты, полосы, шнуры, жгуты), штучную (плиты, блоки, кирпичи, цилиндры, полуцилиндры, сегменты, скорлупы), заливочную (монолитную и литую), мастичную и засыпную.
Оберточные и штучные изделия • применяют для всех элементов тепловых сетей и могут быть как съемными — для оборудования, требующего обслуживания (сальниковые компенсаторы, фланцевые соединения), так и несъемными. Крепят их при помощи бандажей, проволоки, винтов и т. п., выполненных из оцинкованных, кадмиро - ванных или коррозионно-стойких материалов, и покровного слоя. Заливочную и засыпную изоляцию применяют обычно для элементов » тепловых сетей, не требующих обслуживания. Мастичную изоляцию допускается использовать для запорной и дренажной арматуры и сальниковых компенсаторов при условии выполнения съемных конструкций для патрубков сальниковых компенсаторов и сальников
уплотнении арматуры. Основные данные применяемых в настоящее время теплоизоляционных материалов и изделий приведены в табл 6.1.
°сновньш данные теплоизоляционных материалов
И изделии (усредненные)
Максимальная температура теплоносителя, °С
Теплопроводность, Вт/(м-°С),
При 20°С и влажности, % |
Плотность, кг/м3 |
Материалы или изделия |
О I 20 1
Минеральная вата Изоляция:
Из минеральной ваты из непрерывного стекловолокна
Из штапельного стекловолокна Изделия:
Совелитовые вулканитовые известково-кремнеземис - тые Монолитные:
Армопенобетон битумоперлит асфальтокерамзитобе - тон
Пенобетон
Фторопласт і
Самоспекающийся асфаль - тоизол
600 400 450 180 |
0,05 0,06 0,06 0,05 |
0,13 0,17 0,13 0,12 |
500 600 600 |
0,08 0,085 0,065 |
150 150 150 400 150 150 100 |
0,1 0,09 0,12 0,12, 0,06 0,1 0,06,5 |
0,16 0,16 0,00 |
Плиты торфяные
Ствие этого исключается появление зазора между трубой и изоляционной оболочкой и возможность проникания через него влаги и воздуха к поверхности трубы, что значительно снижает вероятность наружной коррозии стальных труб. По этой причине в таких конструкциях отсутствует противокоррозионный слой.
В случае заводского изготовления теплоизоляционных конструкций на трубах элементы теплопровода длиной от 6 до 12 м доставляются на место строительства, где производятся их монтаж и сварка. Изоляция стыков выполняется обычно из оберточных или штучных изделий с нанесением противокоррозионных покрытий и покрывного слоя. При этом следует применять те же материалы, что и в основной конструкции, для устранения возникновения электрических потенциалов, ведущих к. коррозии труб.
При бесканальной прокладке теплопроводов с монолитной изоляцией последняя совмещает функции изоляционной и несущей конструкций, поэтому она должна иметь высокую механическую прочность. Наиболее слабым местом является, как правило, изоляция стыков, которая выполняется также из оберточных и штучных изделий. Через эти места влага из грунта может поступать к поверхности труб и вызывать коррозию. »
Помимо монолитной при бесканальной прокладке находят применение засыпные и литые конструкции изоляции. Выполняются они обычно при строительстве на смонтированных и опрессованных трубопроводах путем засыпки порошкообразного или заливки жидкого состава в траншею либо опалубку, в которой уложены трубы. Для получения равномерной изоляционной конструкции трубы укладываются на специальные подкладки (бетонные столбики, куски асбестоцементных труб и т. п.).
Компенсационные устройства в тепловых сетях служат для устранения (или значительного уменьшения) усилий, возникающих при тепловых удлинениях труб. В результате снижаются напряжения в стенках труб и силы, действующие на оборудование и опорные конструкции.
Удлинение труб в результате теплового расширения металла определяют їіо формуле
А / = а/ (i-tu), (6.1)
Где а — коэффициент линейного расширения, 1/°С; I — длина трубы, м; t — рабочая температура стенки, °С; tK — температура монтажа, °С.
Для трубопроводов Тепловой'сети значение t принимают равным рабочей (максимальной) температуре теплоносителя; tм — расчетной для отопления температуре наружного воздуха. При средней величине а=12-10_6 1/°С для углеродистой стали удлинение 1 м трубы на каждые 100°С изменения температур составит_ А/=1,2 мм/м, или при т? = 150°С и tp„=— 26°С (для Москвы) А/ = 2,1 мм/м.
Если не предусмотреть компенсации удлинения труб, то в прямолинейном защемленном с обеих сторон участке трубопровода возникнут напряжения сжатия, определяемые по закону Гука:
А I
О = Е —j - = а Е (t - tu),
Где Е — модуль продольной упругости, равный в среднем для стали 2-Ю5 МГЇа (2Х XI 0е кгс/см2); Al/l — относительное удлинение.
При температурах т? = 150°С и /н. от =—26°С и указанных значениях а и Е напряжение составит о = 414,1 МПа (4224 кгс/см2), что значительно превышает допустимое напряжение jta] = 100... ...150 МПа (1000...1500 кгс/см2).
Сила, которая действовала бы на защемляющие конструкции (если бы труба не изогнулась и не разрушилась), определяется по формуле
Р = a fст = Е - /сТ,
Где /ст — площадь поперечного сечения стенки трубы.
Для трубы диаметром dnfdBn = 326/310 мм площадь стенки fcт = = 80 см2 = 0,008 м2, а сила Р = 414,1 -0,008 л; 3,25 МН.
Для компенсации удлинения труб применяют специальные устройства — компенсаторы, а также используют гибкость труб на поворотах трассы тепловых сетей (естественную компенсацию).
По принципу работы компенсаторы подразделяют на осевые и радиальные. Осевые компенсаторы устанавливают на прямолинейных участках теплопровода, так как они предназначены для компенсации усилий, возникающих только в результате осевых удлинений. Радиальные компенсаторы устанавливают на теплосети любой конфигурации, так как они компенсируют как осевые, так и радиальные усилия. Естественная компенсация не требует установки специальных устройств, поэтому ее необходимо использовать в первую очередь.
В тепловых сетях находят применение осевые компенсаторы двух типов: сальниковые и линзовые. В сальниковых компенсаторах (рис. 6.11) температурные деформации труб приводят к перемещению стакана 1 внутри корпуса 5, между которьщи для герметизации помещается сальниковая набивка 3. Зажимается набивка между упорным кольцом 4 и грундбуксой 2 при помощи болтов 6.
В качестве сальниковой набивки применяют асбестовый прографи - ченный шнур или термостойкую резину. В процессе работы набивка изнашивается и теряет упругость, поэтому требуются периодическая ее подтяжка (зажатие) и замена. Для возможности проведения указанных ремонтов сальниковые компенсаторы размещают в камерах.
Рис 6 11 Сальниковые компенсаторы А — односторонний; б — двусторонний: / — стакан, 2 — грундбукса, 3 — сальниковая иабивка, 4 — > угорное кольцо, 5 — корпус, 6 — затяжные болты |
J 70 |
Соединение компенсаторов с трубопроводами осуществляется сваркой. При монтаже необходимо оставлять зазор между буртом стакана и упорным кольцом корпуса, исключающий возможность возникновения растягивающих усилий в трубопроводах в случае понижения температуры ниже температуры монтажа, а также тщательно выверять осевую линию во избежание перекосов и заедания стакана в корпусе.
В каталогах указывается возможное перемещение стакана внутри корпуса А/ с учетом монтажного зазора, являющееся максимальной (предельной) компенсирующей способностью компенсатора. Реальную компенсирующую способность А/р принимают обычно на 50 мм меньше максимальной, т. е. Д£р=Аі/— 50 мм.
Сальниковые компенсаторы изготовляют односторонними и дву* сторонними (см. рис. 6.10,а и б). Двусторонние применяют обычно для уменьшения числа камер, так как в середине их устанавливается неподвижная опора, разделяющая участки труб, удлинения которых компенсируются каждой из сторон компенсатора.
Осевая реакция сальникового компенсатора, Н, обусловливается силой трения в сальниковой набивке и определяется по формуле
R = 19,6 Рраб Я dB b fi, (6.2>
Где Рраб—рабочее давление теплоносителя, Па (принимается не менее 0,5 МПа);. dn — наружный диаметр стакана компенсатора, равный практически наружному диаметру трубопровода, м, b—длина сальниковой набивки по оси компенсатора, м; ц— коэффициент трения набивки по стакану, в среднем равный 0,15
Основными достоинствами сальниковых компенсаторов являются малые габариты (компактность) и низкие гидравлические сопротив ления, вследствие чего они нашли широкое применение в тепловых сетях, особенно при подземной прокладке. В этом случае их устанавливают при dy= 100 мм и более, при надземной прокладке — при £/у=300 мм и более.
В линзовых компенсаторах (рис. 6.12) при температурных удлинениях труб происходит сжатие специальных упругих линз (волн). При этом обеспечивается полная герметичность в системе и не требуется обслуживания компенсаторов.
Изготовляют линзы из листовой стали или штампованных полулинз с толщиной стенки от 2,5 до 4 мм газовой сваркой. Для уменьшения гидравлических сопротивлений внутри компенсатора вдоль волн вставляется гладкая труба (рубашка).
Линзовые компенсаторы имеют Относительно небольшую компенсирующую способность и большую осевую реакцию. В связи с этим для компенсации температурных деформаций трубопроводов тепловых сетей устанавливают большое число волн или производят предварительную их растяжку. Применяют их обычно до давлений примерно 0,5 МПа, так как при больших давлениях возможно вспучивание волн, а повышение жесткости волн путем увеличения толщины стенок приводит к снижению их компенсирующей способности и возрастанию осевой реакции.
Осевая реакция (сила распора) линзовых компенсаторов складывается из двух слагаемых:
R — /?т - f - Ra,
Где Rт — осевая реакция, вызываемая деформацией волн в результате температурного удлинения труб, Ra — осевая реакция, вызываемая внутренним давлением
Осевая реакция при температурном удлинении труб определяется по формуле
Где Af — температурное удлинение участка трубы, м; п—число волн (линз), е —жесткость волны, Н/м, которая зависит от вида материала, геометрических размеров и толщины волны; определяется экспериментальным или расчетным путем, а также указывается в нормалях заводов-изготовителей
Осевая реакция от внутреннего давления может быть определена по формуле
где <р — коэффициент, зависящий от геометрических размеров и толщины стенки волны, равный в среднем 0,5—0,6; Dad — наружный и внутренний диаметры волны, м; ризб —избыточное (сверх атмосферного) давление теплоносителя, Па.
Осевые компенсаторы выбирают по каталогам в зависимости от условного диаметра расчетного прямолинейного участка трубопровода, защемленного по краям неподвижными опорами. Для выбранного типа компенсатора Рис. 612. Линзовый трехволновый определяется длина отрезка трубопро - компенсатор вода, удлинение которого может воспри
Ниматься одним компенсатором: А /р " А /р А I — 50 мм
1= А 7 = A (t — tu) ^ 0,012 (тР-^ от) ' (6'3)
Где Alp — реальная (расчетная) компенсирующая способность компенсатора, мм; л7— удлинение 1 м трубы при расчетных температурах, мм/м.
Необходимое число компенсаторов для расчетного прямолинейного участка трубопровода составляет
П = Ly4/l,
Где LV4 — длина расчетного прямолинейного участка трубопровода, м.
Расчетный участок разбивается на п отрезков длиной і/, разделяемых неподвижными опорами. Внутри каждого участка устанавливают компенсатор выб]ранного типа.
Естественная компенсация температурных деформаций происходит в результате изгиба трубопроводов. Гнутые участки (повороты) повышают гибкость трубопровода и увеличивают его компенсирующую способность.
При естественной компенсации на поворотах трассы температурные деформации трубопроводов приводят к поперечным смещениям участков (рис. 6.13). Величина смещения зависит от расположения неподвижных опор: чем больше длина участка, тем больше его удлинение. Это требует увеличения ширины каналов и затрудняет работу подвижных опор, а также не дает возможности применять современную бесканальную прокладку на поворотах трассы. Максимальные напряжения изгиба возникают у неподвижной опоры короткого участка, так как он смещается на большую величину.
К радиальным компенсаторам, применяемым в тепловых сетях, относятся гибкие и волнистые шарнирного типа. В гибких компенсаторах температурные деформации трубопроводов устраняются при помощи изгибов и кручения специально согнутых или сваренных участков fpy6 различной конфигурации: П - и S-образных, лирообразных, омегообразных и др. Наибольшее распространение на практике вследствие простоты изготовления получили П-образные компенсаторы (рис. 6.14,а). Их компенсирующая способность определяется суммой деформаций по оси каждого из участков трубопроводов Л>/ = = Al/2-j-Al/2. При этом максимальные изгибающие напряжения возникают в наиболее удаленном от оси трубопровода отрезке — спинке компенсатора. Последняя, изгибаясь, смещается на величину у, на которую необходимо увеличивать и габариты компенсаторной ниши.
Для увеличения компенсирующей способности компенсатора или уменьшения величины смещения его устанавливают с предварительной (монтажной) растяжкой (рис. 6.14,6). При этом спинка компенсатора в нерабочем состоянии изогнута внутрь и испытывает изгибающие напряжения. При удлинении труб компенсатор прихо
дит сначала в ненапряженное состояние, а затем уже спинка изгибается наружу и в ней возникают изгибающие напряжения обратного знака. Если в крайних положениях, т. е. при предварительной растяжке и в рабочем состоянии достигаются предельно допустимые напряжения, то компенсирующая способность компенсатора увеличивается вдвое по сравнению с компенсатором без предварительной растяжки. В случае же компенсации одинаковых температурных деформации в компенсаторе с предварительной растяжкой не будет происходить смещение спинки наружу и, следовательно, уменьшатся габариты компенсаторной ниши Работа гибких компенсаторов других конфигураций происходит примерно таким же образом
Расчет естественной компенсации и гибких компенсаторов заключается в определении усилий и максимальных напряжений, возникающих в опасных сечениях, в выборе длин участков трубопроводов, закрепленных в неподвижных опорах, и геометрических размеров компенсаторов, а также в нахождении величины смещений при компенсации температурных деформаций. Методика расчета основывается на законах теории упругости, связывающих деформации с напряжениями и геометрическими размерами труб, углов изгиба и компенсаторов[24]. При этом напряжения в опасном сечении определяются с учетом суммарного действия усилий от температурных деформаций трубопроводов, внутреннего давления теплоносителя, весовой нагрузки и др Суммарные напряжения не должны превышать допустимой величины
Для средних условий при Рраб — 1,6 МПа и т? =150°С допустимые компенсационные напряжения при расчете участков естественной компенсации можно принимать равными 80 МПа (8 кгс/мм2), для гибких компенсаторов— 110 МПа (11 кгс/мм2)
Расчетные формулы выводятся для конкретных схем и типов компенсаторов с определенными, как правило, допущениями Они имеют сложный вид и требуют трудоемких расчетов Так, проверка максимальных изгибающих напряжений в спинке П-образного компенсатора при известных (принятых) геометрических размерах (см. рис. 6.14) может быть произведена по формуле
А) |
5) •к |
2Ь1 |
21 |
Рис 6 13 Схема работы Г-образного участка теплопровода А — при одинаковых длинах плеч б — при раз ных длинах плеч |
Т |
RZ^i |
J> |
Рис 6 14 Схема работы П образного компенсатора А — без предварительной растяжки б — с предварительной растяжкой |
A IEdHтго
------- і------- ' (6 4)
А =
Где Й? —диаметр трубы; m — поправочный коэффициент напряжения для колен; ф'— коэффициент, учитывающий предварительную растяжку компенсатора без растяжки ф=1, при^растяжке на половину теплового удлинения участка іф = 0,5, А =
=2 |
— (3,14ЯІІ2—2,28R2H--1,4і?3) +0,67Я3+ЯЯ2—l,33tf3 j
При установке жестких сварных (негнутых) колен k= и т= 1, при гнутых коленах, в которых происходит сплющивание сечения, k< и m> 1 (определяются по формулам Кларка и Рейснера или Кармана). Ориентировочно для средних условий можно принимать &=ь=0,3...0,4 и т= 1,4...1,2.
Максимальные напряжения при естественной компенсации на поворотах трассы на 90° у основания короткого плеча могут быть определены по формуле
Где ДI и I — удлинение и длина короткого плеча; n=it// — отношение длины длинного плеча к короткому.
Если угол поворота трассы а больше 90°, т. е. а=90+р, то расчетная формула имеет вид
1,5 A lEd /2 cos р |
(6.6)
На практике расчет максимальных изгибающих напряжений в гнутых компенсаторах и участках естественной компенсации производят по специальным номограммам и графикам. В качестве примера на рис. 6.15 приведена номограмма для расчета П-образного компенсатора.
Расчет П-образного компенсатора по номограмме производят в зависимости от величины температурного удлинения трубопровода А/ и принятого соотношения между длиной спинки компенсатора В и его вылетом Я (показано стрелками).
Номограммы строятся для различных стандартных диаметров трубопроводов dy, способа изготовления и радиусов углов изгиба. При этом указываются также принятые значения допустимых изгибающих напряжений а, коэффициента линейного расширения а и установочные условия. Так, номограмма на рис. 6.15 построена для с? у = 70 мм, гладких согнутых труб с JR = dy при ісг = 110 МПа (И кгс/мм2), а—12-10-61/°С, установке компенсатора без предварительной растяжки и отношении длины участка к диаметру l/d7=40.
При изменении свойств материала и установочных условий полученные значения могут быть пересчитаны. При предварительной растяжке компенсатора на 50% в качестве расчетного теплового удлинения принимается А/Р=0,5 А/, при изменении ljdY значение А/р = =А1пх и Р$ = Рп2, где значения пх и п2 при l/dy= 10 принимают соответственно равными 0,9 и 1,3, при l/dy = 0 равными 0,8 и 1,7 и в промежутках по интерполяции (здесь Р — сила упругой деформации — см. рис. 6.15).
Для других расчетных значений igp и ар величина теплового удлинения определяется как AIv = AIgv/o и A/p=lA/ap/a. В зависимости от величины теплового удлинения участков и диаметра труб определяется длина канальных участков.
Волнистые компенсаторы шарнирного типа (рис. 6. 16) представляют собой линзовые компенсаторы, стянутые стяжками с шарнирным устройством 1 с помощью опорных колец 2, наваренных на трубы. При установке их на трассе, имеющей ломаную линию, они обеспечивают компенсацию значительных тепловых удлинений, работая на изгиб вокруг своих шарниров. Изготовляются такие компенсаторы для труб с dY= 150...400 мм на давление Ру 1,6 и 2,5 МПа и температуру до 450° С. Компенсирующая способность шарнирных компенсаторов зависит от максимально допустимого угла поворота компенсато-
Рис. 6.16. Простейшая конструкция компенсатора шарнирного типа 1 — шарниры; 2 — опорное кольцо |
Л
Рис 6 15. Номограмма для расчета П-образного компенсатора трубопровода dy = 70 см
Ров и схемы их установки на трассе. Максимальный допустимый угол поворота шарнирного компенсатора определяется по формуле
А ^доп А 1СС
Фшах —2 ----------- yz------- R-------- п>
'-'л ^тр
Где А/доп — допустимая величина раСтяжки (стяжки) одной линзы (волны), мм; А^ос — осевая деформация одной линзы, мм; £>л и £>тр — наружный диаметр линзы и трубы, мм; п — число линз.
Величина фтах Для одной волны выпускаемых шарнирных компенсаторов составляет примерно 2°, что обеспечивает в Z-образной схеме (рис. б. 17) компенсацию температурных удлинений труб около 65 мм при расстоянии между компенсаторами 1 м.
Опоры в тепловых сетях устанавливают для восприятия усилий, возникающих в теплопроводах, и передачи их на несущие конструкции или грунт. В зависимости от назначения их подразделяют на подвижные (свободные) и неподвижные (мертвые).
Подвижные опоры предназначены для восприятия весовых нагрузок теплопровода и обеспечения свободного его перемещения при температурных деформациях. Устанавливают их при всех видах прокладки, кроме бесканальной, когда теплопроводы укладывают на утрамбованный слой песка, что обеспечивает более равномерную передачу весовых нагрузок на грунт.
Рис. 6.18. Эпюра изгибающих моментов многопролегного трубопровода |
Теплопровод, лежащий на подвижных опорах, под действием весовых нагрузок (веса трубопровода с теплоносителем, изоляционной конструкцией и оборудованием и иногда ветровой нагрузки) прогибается и в нем возникают изгибающие напряжения, значения которых зависят от расстояния (пролета) между опорами. В связи с этим основной задачей расчета является определение максимально возможно-
Рис. 6 17. Схема работы Z-образного участка с двумя шарнирными компенсаторами
WO 120 ЙОЛІ, МП |
1250 2500 3750 5000 6250 7500 8150Р, Н |
1 — компенсатор шарнирный; 2 — направляющая опора; 3 — неподвижная опора
Го пролета между опорами, при котором изгибающие напряжения не превышают допустимых значений, а также величины прогиба теплопровода между опорами.
Расчет проводится как для многопролетной неразрезной балки с жестко закрепленными концами, эпюра изгибающих моментов которой представлена на рис. 6. 18.
При равных пролетах и упругом изгибе максимальный изгибающий момент, Н-м, возникающий на опоре, определяется по выражению
О/2
М= —-- =- Сиз w,
12 113
Откуда максимальные изгибающие напряжения на опоре, Па,
_ ql* 12 W
И максимальный пролет между подвижными опорами, м,
(6.7,
Где q — удельная нагрузка, определяемая в общем случае по формуле
Здесь qB — вертикальная удельная нагрузка от веса теплопровода, Н/м; qr — горизонтальная удельная нагрузка от ветрового усилия, Н/м, возникающая только при надземной прокладке:
Чг= k Р °н'
Где k — аэродинамический коэффициент, в среднем равный 1,5; и— скорость ветра, м/с; р — плотность воздуха, кг/м3; Dn — наружный диаметр изоляционной конструкции теплопровода, м.
Момент сопротивления трубы
Г-0,1 - ї—— ,
«н
Где dn и d-в — наружный и внутренний диаметр трубопровода, м.
При определении максимально возможного пролета между опорами по максимальным напряжениям, равным предельным сгиз — ф [сг] (где ф — коэффициент прочности сварного шва, равный 0,7—1), обеспечивается коэффициент запаса прочности, равный примерно 2. Однако на практике это может оказаться недостаточным, так как при просадке одной из опор расстояние между опорами увеличивается вдвое, а напряжения в 4 раза. В связи с этим в качестве расчетных максимальных напряжений обычно принимают аиэ = (0,4-0,5)ф [с].
Величина прогиба трубопровода в середине пролета определяется по формуле
Q Iі
TOC o "1-3" h z У=—------ , - (6.8)
384 ЕI V '
Где Е — модуль упругости материала труб; / — центральный момент инерции трубы:
/ = 0,05 (4—d^ ,
В настоящее время находят применение подвижные опоры следующих основных типов: скользящие, катковые (шариковые) (рис. 6. 19) и подвесные с жесткими и пружинными подвесками.
В скользящих опорах происходит скольжение башмака (корпуса опоры), приваренного к трубопроводу, по металлической подкладке, заделанной в опорную бетонную или железобетонную подушку. В
Рис. 6.19. Подвижные опоры А — скользящая с приваренным башмаком; б — катковая; в — скользящая с приклеенные полуцн» линдром; 1 — башмак; 2 — опорная подушка; 3 — опорный полуцилиндр |
Катковых (и шариковых) опорах башмак вращает и перемещает каток (или шарики) по опорному листу, на котором предусматриваются направляющие планки и выточки для предотвращения перекосов, заеданий и выхода катка. При вращении катка (шариков) скольжение поверхностей отсутствует, вследствие чего уменьшается значение горизонтальной реакции. Места приварки башмака к трубопроводу являются опасными в коррозионном отношении, поэтому более перспективными следует считать конструкции свободных опор с хомуто - выми и приклеенными башмаками, которые устанавливают без нарушения тепловой изоляции. На рис. 6.19, в показана разработанная НИИМосстроем конструкция скользящей опоры с приклеенным опорным башмаком (полуцилиндром). Скользящие опоры являются наиболее простыми и находят широкое применение.
Подвесные опоры с жесткими подвесками применяют при надземной прокладке теплопроводов на участках, не чувствительных к перекосам: при естественной компенсации, П-образных компенсаторах. Пружинные опоры компенсируют перекосы, вследствие чего их применяют на участках, где перекосы недопустимы, например, при сальниковых компенсаторах.
Горизонтальные реакции подвижных опор при перемещениях трубопровода в осевом и боковом направлениях обусловливаются силами трения скольжения и качения в опорах и определяются по формулам:
Noc — QBVOC', ' (6.9)
^б = (?вЦб, , (6.10)
Где Qb — вертикальная нагрузка на опору; fx00 и }лб — коэффициенты трения скольжения или качения в опорах при перемещении соответственно вдоль оси трубопровода и под углом к ней, составляющие в среднем при скольжении 0,3, при качении и подвеске 0,1.
Значения боковых горизонтальных реакций и их направление учитываются при расчете опор, расположенных под гибкими компенсаторами и участками естественной компенсации.
При бесканальной прокладке теплопровод находится в непосредственном контакте с окружающим грунтом и под его давлением. Вследствие этого при температурных деформациях возникают значи
тельно большие силы трения и, следовательно, горизонтальная реакция. Значения ее в осевом направлении могут быть определены по формуле
JV0C = Я dTp q І [і, (6.11)
Где dTp — диаметр поверхности трения, м; q — нормальное удельное давление на поверхность трения, Па; I—длина бесканального участка, м, jx — коэффициент трения
Трение происходит по наружной поверхности теплоизоляционной конструкции, если труба перемещается совместно с ней (теплопроводы с монолитными армопенобетонными оболочками), или по поверхности трубопровода, если он перемещается внутри изоляции (теплопроводы с оболочками из битумперлита). От вида трущихся поверхностей зависит коэффициент трения (jx = 0,3...0,5).
Неподвижные опоры предназначены для закрепления трубопровода в отдельных точках, разделения его на независимые по температурным деформациям участки и для восприятия усилий, возникающих на этих участках, что устраняет возможность последовательного нарастания усилий и передачу их на оборудование и арматуру. Изготовляют эти опоры, как правило, из стали или железобетона.
Стальные неподвижные опоры (рис. 6.20, а и б) представляют собой обычно стальную несущую конструкцию (балку или швеллер), располагаемую между упорами, приваренными к трубе. Несущая конструкция защемляется в строительные конструкции камер, приваривается к мачтам, эстакадам и др.
Железобетонные неподвижные опоры обычно выполняют в виде щита (рис. 6.20,в), устанавливаемого при бесканальной прокладке на фундамент (бетонный камень) или защемляемого в основании и перекрытии каналов и камер. С обеих сторон щитовой опоры к трубопроводу приваривают опорные кольца (фланцы с косынками), через которые и передаются усилия. При этом щитовые опоры не требуют мощных фундаментов, так как усилия на них передаются центрально. При выполнении щитовых опор в каналах в них делают отверстия для пропуска воды и воздуха.
При разработке монтажной схемы тепловых сетей неподвижные опоры устанавливают на выходе из источника тепла, на входе и выходе ЦТП, насосных подстанций и т п. для снятия усилий на оборудование и арматуру; в местах ответвлений для устранения взаимного влияния участков, идущих в перпендикулярных направлениях; на пово-
Й |
Fcfc
L. |
J |
V, ')
Рис 6 20 Неподвижные опоры
1 |
A — со стальной несущей конструк* цией б— хомутовые - в —щитовая
Ротах трассы для устранения влияния изгибающих и крутящих моментов, возникающих при естественной компенсации. В результате указанной расстановки неподвижных опор трасса тепловых сетей разбивается на прямолинейные участки, имеющие различные длины и диаметры трубопроводов. Для каждого из этих участков выбирают тип и требуемое число компенсаторов, в зависимости от которого определяется и число промежуточных неподвижных опор (на одно меньше, чем компенсаторов) .
(Максимальное расстояние между неподвижными опорами при осевых компенсаторах зависит от их компенсирующей способности. При гнутых компенсаторах, которые могут изготовляться для компенсации любых деформаций, исходят из условия сохранения прямолинейности участков и допустимых изгибающих напряжений в опасных сечениях компенсатора. В зависимости от принятой длины участка, на концах которого устанавливают неподвижные опоры, определяют его удлинение, а затем расчетом[25] или по номограммам — габаритные размеры гнутых компенсаторов и горизонтальную реакцию.
На неподвижные опоры в общем случае действуют вертикальные и горизонтальные усилия. Вертикальные усилия определяют так же, как и для подвижных опор.
Горизонтальные усилия на неподвижные опоры обусловливаются реакцией компенсаторов и участков естественной компенсации, реакцией от сил трения в подвижных опорах или в грунте при бесканальной прокладке и неуравновешенными силами внутреннего давления. Эти усилия могут суммироваться и вычитаться или уравновешиваться (частично или полностью) вследствие взаимной компенсации.
Результирующее горизонтальное усилие на концевую неподвижную опору (рис.6.21, а) определяется как сумма сил, действующих с одной стороны:
R-j-N + B, (6.12)
Где R — реакция компенсатора; N — реакция от сил трения в подвижных опорах или в грунте; В — неуравновешенная сила внутреннего давления
Результирующие горизонтальные усилия на промежуточные неподвижные опоры (рис. 6.21,6) находятся как разница суммарных сил по обе стороны опоры. При этом для повышения запаса прочности (например, при неравномерном прогреве в период пуска) меньшую сумму сил принимают с коэффициентом 0,7, т. е. AS = Sg— 0,7S^, а при равенстве сумм сил с обеих сторон в качестве расчетной принимается одна из сумм с коэффициентом 0,3, т. е. A5=i0,3 5i = 0,352.
В неподвижных опорах, устанавливаемых на поворотах и ответв лениях (рис. 6.21, в), учитывают и боковую сумму сил S3, а результирующее усилие находят геометрическим сложением векторов действующих сил.
Определение реакций компенсаторов и реакций от сил трения производят по приведенным выше формулам.
Неуравновешенные силы внутреннего давления возникают вследствие разности давлений или площадей сечений. В симметричных по обе стороны неподвижной опоры участках они взаимно уравновешиваются (компенсируются). При этом неподвижные опоры, на которые не действуют силы внутреннего давления, принято называть разгруженными, а при наличии их — неразгруженными. На рис. 6.21 такие опоры обозначены соответственно цифрами 1 и 2.
A) s) Рис. 6 21. Схемы действия усилий на неподвижные опоры 1 — разгруженная опора; 2 — неразгруженная опора; 3— заглушка; 4— задвижка |
ІМаксимальньїе зйачения неуравновешенных сил внутреннего давления на опорах 2 определяются по формулам:
При возникновении разности давлений (схемы а, в, г)
В = A pF
При наличии разности площадей сечений (схемы д и ё)
В = рраб A F,
Где рРаб и F—-рабочее давление теплоносителя, Па, и площадь сечения трубопровода, м2; Ар и AF — разности давлений и площадей сечений