ВИНТОВЫЕ КОМПРЕССОРЫ
Наиболее распространенный тип винтовых компрессоров обычно называют по имени их изобретателя Лисхольма. Принцип их действия в общих чертах описать нетрудно, но детальное рассмотрение весьма сложно. Ограничимся только общим описанием.
Компрессор состоит из двух роторов, вращающихся совместно в уплотненном корпусе, один из которых — охватываемый, другой — охватывающий. Охватываемый ротор имеет несколько, обычно четыре, выступа полукружного сечения, образующих винт вдоль тела ротора. Охватывающий ротор имеет соответствующее количество каналов, образующих винт противоположного направления (рис. 3.6). Сжатие происходит в объеме внутри одного канала охватывающего ротора, ограниченном цилиндрической поверхностью корпуса и поверхностью соприкосновения обоих роторов.
Рис. 3.5. Сечение бесмасляиого компрессора «Linde». |
Выход осуществляется через отверстие на конце корпуса, куда проходит весь пар без обратного расширения и связанных с ним потерь. Такой компрессор показан на рис. 3.7.
Если винтовой компрессор сконструирован как сухой, он может работать' совсем без масла и давать большой расход при приемлемой эффективности, «о в этом случае температура на выходе стремится к повышению, возникают проблемы уплотнения и давление ограничено. В сравнении с ним компрессор с инжекцией масла представляется идеальным для многих холодильных и теплонасосных применений.
Рис. 3.6. Сечение роторов компрессора «Lysholm». Рнс. 3.7. Общий вид винтового компрессора «Lysholm». |
- Принцип масляной инжекции состоит в том, что масло непрерывно подается в количестве одного процента. Поскольку отношение масс масла и хладоагента велико, масло воспринимает теплоту сжатия непосредственно от хладоагента, способствуя его вы-
Рис. 3.8. Основные компоненты одновинтового компрессора ~ «Zimmern». |
Ходу при сравнительно низкой температуре. Кроме того, масло обеспечивает хорошее уплотнение между роторами и корпусом и лозволяет приблизить подшипник к роторам. Основной недостаток инжекции масла состоит в необходимости сепарации масла после компрессора, когда оно при высоком давлении смешивается с хла - доагентом. Винтовые компрессоры с инжекцией масла могут эффективно работать в любом интервале давлений, мыслимом для тепловых 'насосов в диапазоне средних и больших мощностей.
Рис. 3.9. Одноступенчатый центробежный компрессор. |
Принципиальным недостатком винтовых компрессоров являются повышенные по сравнению с поршневыми стоимость и уровень шума.
Известен еще один тип винтового компрессора — винт типа «Zimmern», который уже выпускается (рис. 3.8). В этом компрессоре только один винт. Газ в винтовой канавке ограничен двумя вспомогательными колесами, которые вращаются синхронно. Такой компрессор имеет симметричную нагрузку на ротор, что является его преимуществом, а также считается более простым в производстве. Сможет ли он получить столь же широкое распространение, какое заслужил компрессор Лисхольма, покажет будущее,-— ■-