ПОРШНЕВОЙ КОМПРЕССОР
Рис. 3.1. Схема ротационного компрессора. |
Поршневые компрессоры — самый распространенный тип в дш - роком диапазоне мощностей, для сжатия воздуха, в холодильных машинах и тепловых насосах. Самые мелкие конкурируют с ротационными компрессорами, тогда как крупные достигают мощное сти 100—150 кВт. Причина их широкого применения в простоте конструкции при приемлемой эффективности.
Компрессоры этого и других типов часто делятся на открытые и герметичные или полугерметичные. В открытом компрессоре приводной конец вала выходит наружу через уплотнение в корпусе. Здесь привод может быть электрическим, с помощью двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины или любого другого двигателя. Однако в герметичной конструкции уплотнение исключено, а привод осуществляется электромотором, размещенным внутри корпуса, который герметично уплотнен (заварен). Это одновременно решает две проблемы: устраняет утечки через уплотнения и обеспечивает охлаждение электромоторов, однако в случае перегрева двигателя вызывает некоторые химические проблемы. Полугерметичная конструкция такая же, как и герметичная, но для облегчения обслуживания корпус не заварен, а имеет болтовые соединения.
Из рис. 3.3 видно, что размещение поршней позволяет использовать подобный коленчатый вал для двух, четырех и даже шести поршней, что облегчает стандартизацию. Поршни выполняют либо из алюминия и тогда имеют поршневые кольца, либо из чугуна, ц тогда для малых компрессоров надобность в поршневых кольцах отпадает. Размеры поршня, шатуна и коленчатого вала выбирают из условий прочности под действием максимальной разности давлений.
Масло подается из маслосборника в коленчатый вал так же; как в автомобильном двигателе. В цилиндре смазка попадает через коленчатый вал прямо из маслосборника. В любом случае на стенке цилиндра поддерживается масляная пленка и часть масла из компрессора попадает в рабочее тело. На стороне всасывания, куда масло возвращается вместе с хладоагентом, желательно, чтобы масло выпадало из суспензии и снова попадало в сборник, который для этого поддерживается при давлении всасывания.
При входе хладоагента в компрессор он направляется на стенки цилиндра, чтобы насколько возможно их охладить. Это важно из термодинамических соображений, так как нагрев газа в цилиндре снижает изоэнтропический КПД и повышает температуру на выходе. Такое охлаждение помогает уменьшить разложение масла, а следовательно, и степень износа цилиндров и клапанов.
При неблагоприятном стечении обстоятельств хладоагент на всасе содержит большое количество жидкости. Жидкость в виде мелких капелек, движущихся с большими скоростями, может вызывать разрушение клапанов. Но более опасным является режим с большими порциями жидкости, которые могут вызвать серьезные механические разрушения, если не принять необходимых мер. Большинство головок цилиндров поршневых компрессоров теперь подпружинивают, чтобы противостоять этому воздействию. Чаще всего клапаны имеют простую конструкцию, выбор ее очень важен. Они выполняются в виде колец или пластин, с небольшими возвратными пружинами. Назначение клапанов — давать свободный проход газу в одном направлении и препятствовать обратному течению.
Обычно компрессор снабжают защитой с помощью электронной схемы, которая отключается при перегрузке, Измеряют выходное давление на всасе и давление масла. При некоторых условиях критическим значением становится разность давлений, и она тогда включается в число измеряемых. Некоторые компрессоры имеют температурные датчики на отдельных цилиндрах, если известно, что перегревается только один цилиндр. Предельные характеристики типичного поршневого компрессора приведены ниже:
Давление на выходе.............................................. 2,1 МПа
Температура......................................................... 140 °С
Разность давлений................................................ 1,85 МПа
Давление всасывания............................................ 0,5 МПа
Отношение давлений............................................. 10:1
Показатели компрессоров обычно изображают как зависимости холодильной и механической мощностей от температурных условий. В случае теплового насоса сюда добавляется еще и тепловая мощность (рис. 3.4).
С помощью этих зависимостей и р — h диаграмм для R22 можно рассчитать механический, объемный и изоэнтропический КПД. В практике конструирования не все эти данные нужны, можно ограничиться значениями подведенного и отведенного тепла и мощностью на валу.
Рис. 3.2. Ротационный мотор-компрессор с качающимися лопатками. / — мотор-генератор; 2 — расширительная машина; 3 — качающиеся лопатки; 4 — компрессор. |
Рис. 3.3. Поршневой компрессор «Grasso».
1 — клапаны; 2 — поршень и поршневой палец; 3 — гильза; 4 — крышка цилиндра; 5 — плато головки; 6 — смотровое окошко; 7 — подогреватель картера; 8— камера всасывания; 9— входной патрубок; 10 — отверстие для выравнивания давлений; 11 — крышка; 12 — входной фильтр; /3 —вал компрессора; 14 — вращающееся уплотнение; 15 — крышка подшипника; 16 — крышка картера со стороны всасывания; 17 — обратный клапан для масла; 18 — камера нагнетания; 19 — фланец нагнетания; 20 — предохранительный байпасный клапан; 21 — крышка картера со стороны нагнетания; 22 — масляный насос; 23 — крышка подшипника со стороны нагнетания; 24 — камера масляного фильтра нагнетания; 2S — масляный фильтр всасывания; 26 — масляная пробка.
Поршневой компрессор не всегда относится к влажным. Смазка стенок цилиндра необходима только для обычных поршней, описанных выше, поскольку поршень выдерживает боковую нагрузку, передаваемую шатуном. Более прогрессивная, но более дорогая конструкция показана на рис. 3.5. Здесь поршень изолирован
Рис. 3.4. Характеристики поршневого компрессора на хладоаген - те R22. |
От коленчатого вала и маслосборника. Фактически поршень не касается даже стенок цилиндра. Между ними образуется гидродинамическое уплотнение в виде тонкой пленки пара, вытекающего через лабиринтные канавки на поверхности поршня или поршневого кольца. Обычное уплотнение нужно только на первом подшипнике, чтобы удержать масло в маслосборнике.
Горизонтальные воздушные компрессоры такого типа выпускает фирма Ingersol Rand. Мощность компрессора 4500 кВт. Он имеет большие размеры, требует для установки солидного фундамента и может быть применен в качестве теплового насоса только в случаях централизованного теплоснабжения, где можно использовать, например, фундамент старой электростанции.