ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ДОМАШНИЙ ТЕПЛОВОЙ НАСОС СТИРЛИНГА
В Голландии у Филипса в Вальдховене разрабатывается еще один тепловой насос. Здесь создана экспериментальная система отопления, обслуживающая два частных дома. Система включает небольшой газовый двигатель Стерлинга, описанный в гл. 2, приводящий компрессор теплового насоса, заменяющий обычный котел центрального отопления.
Теоретические и экспериментальные исследования Филипса показали, что эффективность теплового насоса с приводом от двигателя Стирлинга вдвое выше, чем у обычного газового котла.
В дополнение к теплонасосной установлена и обычная система центрального отопления, что позволяет провести прямое сравнение котла с тепловым насосом. Опыты проводят в течение двух-трех зимних сезонов с одновременной отработкой технологии двигателя Стирлинга. Достаточной информации для организации массовой продукции и оценки надежности различных компонентов еще нет.
Источником тепла для теплового насоса служит вода из скважины. В систему теплоснабжения вместе с теплотой конденсации теплового насоса поступает теплота охлаждения двигателя Стирлинга. Подземная вода несколько охлаждается, но больше ни в чем не изменяется и уходит обратно через другую скважину, где ее температура восстанавливается до первоначальной. В лабораторных экспериментах исследуют также возможность использования теплоты окружающего воздуха.
Отапливаемые дома имеют объем 470 м3 каждый. Их тепловые потери снижены путем дополнительной теплоизоляции стен, пола и крыши, а также двойного остекления. Каждый дом потребляет всего лишь 9,3 кВт при наружной температуре —10 °С. Такой же дом с обычной изоляцией потребляет около 20 кВт. Дома оборудованы не только обычными радиаторами, но и греющими панелями в полу, что позволяет подавать от теплонасосной системы тепло на двух относительно низких уровнях температуры (35 и 50°С). Теплонасосная установка смонтирована снаружи здания (рис. 5.27,а).
Тепловой баланс. Одноцилиндровый двигатель дизеля дает на валу мощность 5 кВт. Фактически он работал на природном газе, но может использовать любое жидкое или газообразное топливо. Выхлопные газы имеют температуру 250 °С, они охлаждаются сетевой водой примерно до 60 °С.
Как видно из рис. 5.28, в, около 55% сбросного тепла сгорания поступает непосредственно в систему отопления из системы охлаждения двигателя. Здесь не применяют промежуточный теплоноситель, а температура воды доходит до 55°С. Около 25% теплоты сгорания топлива преобразуется в двигателе Стирлинга в механическую энергию, идущую на привод теплового насоса. Таким
Рнс. 5.27. Установка Филипса (о) с приводом теплового насоса от двигателя Стирлинга (б) в Голландии.
S —двигатель Стирлинга; Р — тепловой насос; R — комнатный радиатор; В — насос из скважины; G — нагревательная панель в полу; 1 — компрессор; 2 — конденсатор; 3 — испаритель; 4 —- рабочее тело теплового насоса; 5 — сетевая вода отопления; 6 — вода из скважины.
Образом, полезное использование теплоты сгорания составляет 80%, остальное выбрасывается (см. рис. 5.28,в).
Количество тепла, подаваемого тепловым насосом за счет использования теплоты подземной воды; в 3—4 раза превышает потребление механической энергии (КОП=3-М). Простой подсчет показывает, что КПЭ системы двигатель+тепловой насос равен 1,4.
Теплопронзводительность системы регулируется изменением скорости двигателя от 750 до 3000 об/мин, что соответствует изменению тепловой мощности от 8 до 25 кВт. В этом состоит отличие системы от тепловых насосов с электроприводом или обычного центрального отопления, регулируемых путем включения — отключения. Непрерывное регулирование этой системы повышает ее эф-
Рис. 5.28. Потоки энергии от котельной (а), теплового насоса с электроприводом (б) и теплового насоса с двигателем Стирлинга (я). |
Фективность. Только когда тепловая нагрузка падает ниже минимальной для системы —8 кВт, ее регулирование переводится на включение — выключение при 750 об/мнн. При этом окружающая температура составляет около 8 °С.
Системы непрерывного регулирования тепловых насосов с электроприводом разрабатываются как в Англии, так и во Франции. Регулирование производится за счет изменения расходов хладоагента при изменении скорости двигателя и изменением отверстия в дроссельном клапане. Известны попытки применения для систем управления микропроцессоров.
На рис. 5.28 сопоставлены потоки энергии в рассмотренной экспериментальной системе с обычной котельной и тепловым насосом с электроприводом. Системы а и б допускают дальнейшие технические усовершенствования, но очевидно, что в сравнении с ними экспериментальная система в («Стирлинг» +тепловой насос) име - ■'ёт очень высокую эффективность. Она потребляет газа вдвое меньше, чем обычный газовый котел.
Следует отметить, что ее КПЭ близок также к предсказаниям для абсорбционного цикла и двойного цикла Ренкина.