РАСЧЕТ ГОРЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО ТОПЛИВА
Расчет сводится к определению количества воздуха, необходимого для полного сгорания топлива, продуктов горения, а также температуры и энтальпии дымовых газов. Расчет твердого и жидкого топлива ведут по соотношениям масс веществ, участвующих в реакциях, а для газообразного топлива - по объемным соотношениям.
Для полного сжигания 1 кг углерода С требуется 1,866 м3 кислорода О2, в результате чего образуется 1,866 м3 двуокиси углерода СО2 и выделяется 34 МДж (34 000 кДж) теплоты: С + О2 = СО2 + Q.
Для полного сгорания 1 кг серы S требуется 0,7 м3 кислорода О2, в результате образуется 0,7 м3 сернистого газа SО2 и выделяется 10,5 МДж теплоты: S + О2 = SО2 + Q.
Для полного сгорания 1 кг водорода Н2 требуется 5,6 м3 кислорода О2, образуется 11,2 м3 водяного пара Н2О и выделяется 121,5 МДж теплоты: 2Н2 + О2 = 2Н2О + Q.
Для полного сгорания 1 м3 метана СН4 требуется 9,52 м3 воздуха У, образуется 10,52 м3 дымовых газов, содержащих СО2 и водяные пары Н2О, и выделяется 36,5 МДж теплоты: СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О
+ Q.
При полном сгорании топлива дымовые газы содержат углекислый газ СО2, сернистый газ SО2, азот топлива и воздуха N2, неиспользованный при горении кислород О2 воздуха, водяной пар Н2О, полученный за счет окисления водорода топлива, испарения влаги, содержащейся в топливе и внесенной с влажным воздухом и при распылении жидкого топлива (в паромеханических форсунках).
Для полного горения топлива необходимы: достаточное количество воздуха; хорошее перемешивание воздуха с топливом; высокая температура в топке (не менее 700 °С на выходе); достаточное время пребывания топлива и окислителя в топке; постоянный отвод продуктов сгорания из топки.
При неполном сгорании топлива образуются вредные для человека и окружающей среды оксиды азота ^О, NО2), серы (SО2), углерода СО (угарный газ), а также сажа, которая осаждается на экранных и конвективных трубах, снижает теплопередачу от топочных газов к теплоносителю, что приводит к уменьшению КПД и перерасходу топлива. Кроме того, сажа может самовозгораться, что приводит к авариям.
Полнота сгорания топлива определяется двумя способами:
1) с помощью газоанализаторов - по показаниям состава уходящих топочных газов оценивается полнота сгорания и избыток воздуха;
2) визуально - по цвету пламени и дыма. При полном сгорании цвет пламени в разогретой топке голубовато-фиолетовый или прозрачно-соломенный, а цвет дыма - бесцветный, прозрачный, невидимый для глаза - летом и светло-серый или белый - зимой. При неполном сгорании цвет пламени оранжево-красный, с темными язычками, непрозрачный, а цвет дыма - серый ближе к темному, непрозрачный.
Энтальпия воздуха и продуктов сгорания зависит от объема, теплоемкости и температуры компонентов горения и вычисляется по формулам, после чего строится график зависимости энтальпии от температуры топочных газов для каждого элемента котла (топки, газоходов, пароперегревателя, экономайзера и т. п.).
Различают теоретическую (калориметрическую) и действительную температуру горения топлива. Максимальную температуру, развиваемую при сжигании топлива, называют жаропроизводительно - стью топлива. Теоретическая - это та температура, которую приобрели бы дымовые газы, если бы вся теплота от полного сгорания топлива воспринималась бы только дымовыми газами. Калориметрическую температуру горения определяют из уравнения теплового баланса. В реальных условиях горения топлива действительная температура топочных газов всегда ниже теоретической за счет теплообмена между топочными газами и радиационными поверхностями нагрева, а также различных потерь теплоты в топке (механический, химический недожог и др.).