СЖИГАНИЕ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА В ТОПКАХ ПАРОГЕНЕРАТОРОВ
АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ФАКЕЛА В ТОПОЧНЫХ КАМЕРАХ ОТКРЫТОГО ТИПА
Устойчивость воспламенения пылевидного топлива определяется в основном количеством топочных газов, рециркулирующих к устью факела. При данной конструкции горелок это количество определяется режимом их работы и степенью крутки струй в топочном пространстве. В связи с этим для выбора оптимальной компоновки горелок с топочной камерой и выявления структуры потока было проведено изучение аэродинамических характеристик факела в топках парогенераторов ТП-100, оборудованных улиточно-лопаточными горелками мощностью 70 МВт при работе последних с цилиндрическими и коническими амбразурами (ра=25°) и насадками (ри=28н-35°).
Основные измерения проводились на горизонтальном участке факела в топочной камере парогенератора ТП-100 на расстоянии 200, 800, 1900 и 3000 мм от устья горелок. При работе горелок с цилиндрическими насадками величина скоростного напора определялась и на отметке 13000, что соответствует расстоянию от устья горелок 7000 мм.
На рис. 3-1 показано распределение относительных аксиальных составляющих скорости в горизонтальной плоскости оси горелок на различном расстоянии от их устья. Кривые характеризуют движение газов в топочных камерах, оборудованных Бихревыми горелками различных конструкций, при режиме, близком к номинальному.
На рисунках указаны величины скоростей пылевоздушной смеси г^1, вторичного воздуха тг и средней по количеству движения потока на выходе из горелки ш0.
Средняя эквивалентная по количеству движения составляющих компонентов скорость определялась по формуле:
Р
Х0ь = —р-------- , м/с, (3-1)
*•=1
Где р,-, — среднерасходная скорость, плотность в выходном сече
Нии £-го канала горелки и выходное сечение каналов; р — число каналов.
Рис. 3-1. Поля аксиальных составляющих скорости на горизонтальном участке факела /-улиточно-лопаточные горелки с цилиндрическими амбразурами и насадками (о/2/а,1“1,5; о/г - —30,4 м/с: о/0—28.5 м/с); 2 —то же с коническими амбразурами н насадками (а^/и^—1,56; а>2=“ —27,6 м/с; Шо-25,6 м/с). |
Эквивалентная плотность на выходе из устья горелки подсчитывалась по зависимости:
Где Дрец—радиус, соответствующий границе приосевой зоны рециркуляции; Яст — расстояния от оси горелки до внутренней границы пристенной зоны и до стен топки, м; г* — текущий радиус, м.
Относительное суммарное максимальное количество газов в зонах ре* циркуляции (ОреиГ + ^рецТ)/^° ПРИ составляет для горелок с ко«
Ническими насадками около 0,38 (рис. 3-2,а), а для горелок с цилиндрическими насадками примерно 0,30 (рис. 3-2,6). Здесь бо — расход воздуха через горелку, кг/с.
При конструировании горелок одним из наиболее существенных является вопрос о допустимом повышении уровня скоростей. С увеличением начальной скорости струи ы>0 интенсивность ее затухания для
Рис. 3-3. Влияние соотношения скоростей вторичного и первичного воздуха на дальнобойность факела: а и б те же, что на рис. 3-2 Сплошные кривые—(а>х/а>0)макс; штриховые—‘(рха>зс/руа>0); 1, 2, 3 — см. рис. 3-2,а и б; 4 —а>2/а> 1-1,68; ша-32,6 м/с; -29,9 м/с |
Горелок обоих типов уве - а) личивается. Следователь
Но, условная дальнобойность факела уменьшается (рис. 3-3).
Полное выравнивание полей скоростей и, следовательно, снижение начальной скорости струи примерно до среднерасходной в соответствующем сечении достигается при ы>0=28 м/с {тъ/ии ^1,6) на расстоянии (2-2,5)£>а от устья горелок с коническими амбразурами и примерно 3,0£а от устья горелок с цилиндрическими насадками и амбразурами. При меньших начальных скоростях в этих сечениях факел имеет еще неоднородное пол-е скоростей.
При определении оптимальных режимов работы горелок и их габаритов - необходимо иметь в виду, что с изменением уровня скоростей изменяются размеры зон рециркуляции и количество рециркулирующих в них газов. С увеличением начальной скорости в устье горелок с коническими насадками размеры приосевой зоны рециркуляции и относительное количество газов, движущихся в этой зоне (рис. 3-2,а), уменьшается, а количество обратных токов в пристенной зоне рециркуляции вблизи устья горелки увеличивается. Поскольку количество газов, ко
торое циркулирует в приосевой зоне, по величине больше, чем в пристенной, то общее относительное количество рециркулирующих газов в соответствующих сечениях факела с увеличением ш0 в диапазоне изменения скоростей 0*2/101=1,17ч-1,83 несколько уменьшается. (Для горелок с цилиндрическими насадками подобная тенденция при изменении оу2/^1 от 1,15 до 1,5 не выявлена.) В связи с этим для каждого типа горелок должен существовать предел возможного повышения уровня скоростей, определяемый устойчивостью воспламенения, а также дополнительными затратами на собственные нужды. В то же время следует отметить, что во всем диапазоне изменения соотношения которое имело место в период проведения исследований, устойчивость - воспламенения не нарушалась.
Для определения взаимодействия струй встречных горелок были проведены исследования полей скоростей в горящем факеле и в изотермических условиях при работе всех горелок и при отключении встречных. Полученные данные [44] показали, что при относительном расстоянии между стенами атД? а (на которых расположены горелки), равном приблизительно 5, отключение встречных горелок практически не влияет на структуру горящего факела. Незначительно изменяется его дальнобойность и размеры зон рециркуляции. В изотермических условиях взаимодействие встречных горелок проявляется в большей степени. Так, при изотермических продувках было обнаружено, что включение встречных горелок приводит к большему раскрытию факела и к соответствующему увеличению количества рециркулирующих газов в приосевой зоне.
Анализ аэродинамических исследований прямоточных горелок [1, 20, 41] показывает, что в топках с тангенциальным расположением последних наблюдается неоднородность в распределении пылевоздушных струй по сечению. Струи, вытекающие из горелок, отклоняются от геометрической оси и направляются по периметру топки, приближаясь к экранным поверхностям. Фактический диаметр вращения потоков больше условного геометрического и изменяется по высоте топки. Расстояние, на которое ось факела отклоняется от геометрической оси горелки, зависит ст скорости на выходе из горелок (начального количества движения в струе), их размеров и угла наклона. Чем больше отношение скоростей вторичного и первичного воздуха, тем дальше от устья отклоняются струи от геометрической оси горелки и тем больше заполнение топки активным потоком.
Исследования модели двухвихревой топки [1] показали, что интенсивное вращение вихря сохраняется примерно до половины ее высоты. Радиус зоны вращательного движения основного потока увеличивается по высоте топочной камеры. При этом зона вращения приобретает чашеобразную форму. По всему периметру топки вдоль ее стен движется восходящий поток. В направлении к плоскости расположения горелок имеет место опускное движение газов. В сечении, равном х/Ь = 12 (Ь — ширина горелки), центральная зона рециркуляции замыкается, и далее по всей топочной камере наблюдается восходящий поток, неравномерно распределяющийся по сечению.
При одинаковом режиме работы всех горелок характер движения потока в каждой из камер двухвихревой топки не отличается от характера движения в одновихревой топке с тангенциальным расположением горелочных устройств [1].
Подобная конфигурация вихря характерна для работающей топки парогенератора БКЗ-210 с тангенциальной компоновкой прямоточных горелок [41]. Диаметр действительной окружности в горизонтальной плоскости оси горелок при Шо/^1^1,5 (рис. 3-4) в 3—4 раза больше условного геометрического. На уровне горелок в центре не обнаружено заметных нисходящих токов, а в сечении над горелками, равном х/Ьа~
— 10 (отметка 14 700), осевые составляющие скорости направлены вверх. При этом в горизонтальной плоскости оси горелок наблюдается. асимметрия факела.
Рис. 3-4. Поля аксиальных составляющих скорости в горизонтальной плоскости оси горелок (ш2/ш1 = 1,46; и>2=30 м/с). |
Существующая асимметрия факела является недостатком тангенциальной топки квадратного сечения, усугубленным установкой горелок на боковых стенах. Переход к многогранной форме сечения топки [27, 39] устраняет этот недостаток, связанный с неэффективным использованием объема зоны горения, образованием малопроточных зон и шлакованием стен [25, 38].