Выносливость
Уже давно было замечено такое явление: если на металл действуют нагрузки, периодически меняющие своё направление, так называемые знакопеременные нагрузки, то он ведёт себя иначе, чем при действии только, например, растягивающих или только сжимающих сил. Металл, испытавший достаточно большое число знакопеременных нагрузок, может разрушиться при напряжении, более низком, чем предел текучести или даже упругости. Говорят, что металл «устаёт» от знакопеременных нагрузок.
В чём причина усталости металлов?
Мы уже знаем, что металлы не однородны по своему строению. Они состоят из множества кристаллических зёрен разной величины. Под действием силы металл не деформируется одинаково во всей своей массе. На отдельных участках, особенно вблизи неметаллических включений, возникает местная пластическая деформация. Она приводит при знакопеременных нагрузках к образованию микроскопических трещин. Трещины растут и, наконец, становятся видными даже простым глазом. В плоскостях, имеющих трещины, резко повышается напряжение при нагрузке, и это приводит к усталостному разрушению. При таком разрушении в металле не обнаруживается пластическая деформация, — стальная деталь разрушается так, будто она изготовлена из хрупкого металла.
Усталостному разрушению подвержены оси, машинные болты, пружины, шатуны, валы и лопатки паровых турбин и реактивных двигателей, иногда рельсы и т. д.
Советские конструкторы, создавая новые машины, стремятся всемерно увеличить их рабочие скорости. С увеличением рабочей скорости возрастает и число переменных напряжений, которые предстоит испытать в работе различным деталям машин. В течение своей «жизни» коленчатый вал автомобильного двигателя должен выдержать 120 миллионов перемен нагрузок, паровозные оси — 400 миллионов, шатун, коленчатый вал и поршневый шток паровой машины — 1 миллиард, а вал паровой турбины— 15 миллиардов перемен нагрузок! Чтобы вынести такое количество знакопеременных нагрузок, металл должен стойко сопротивляться усталостному разрушению, быть выносливым.
Выносливость металла зависит от его природы, от твёрдости и чистоты поверхности, от условий работы и т. д. Цветные металлы более выносливы, чем чёрные. Чем твёрже поверхность металла и чем тщательнее она отшлифована, тем меньше в ней трещин, тем выносливее деталь. Металл устаёт меньше, если перемена напряжений совершается очень быстро.
Для определения выносливости металлов производятся очень длительные испытания образцов на специальных
На выносливость. |
Машинах. Одна из таких машин показана на рисунке 22. В патрон зажимается образец — металлический цилиндр строго определённых размеров. К другому концу цилиндра подвешивается груз. При этом нижние слои образца испытывают сжатие, а верхние — растяжение. При вращении образца каждый слой попеременно сжимается и растягивается. Таким образом, искусственно создаются условия для усталостного разрушения. Наибольшее напряжение, которое выдерживает образец при очень большом числе циклов, называют пределом выносливости, или пределом усталости. Цикл — это однократный переход от наибольшего напряжения к наименьшему и обратно. Практически при испытании чёрных металлов проводят 10 миллионов циклов, а при испытании цветных металлов 30—50 миллионов циклов.