УДАРНАЯ ВЯЗКОСТЬ
В технике встречается довольно много случаев, когда металл подвергается одновременному действию и статических (спокойных) и ударных (действующих мгновенно) нагрузок. Автомобиль идёт по гладкой асфальтированной дороге — нагрузки на различные детали его распределены равномерно. Но вот колесо наскакивает на камень или попадает в рытвину — детали испытывают удар.
Паровоз и вагоны постоянно испытывают удары на стыках рельсов.
Средняя скорость приложения ударной нагрузки во многих случаях в несколько сотен и даже тысяч раз превышает скорость приложения статической нагрузки. И для многих металлов ударные нагрузки являются губительными. Под действием удара металл также деформируется, но при этом в нём не обнаруживается всех тех ступеней изменения свойств, которые мы наблюдали при статическом растяжении. Металл может разрушиться
Мгновенно, подобно тому как разрушается при ударе стекло. |
Рис. 21. Схема испытания металлов для определения ударной вязкости. |
Чем пластичнее металл, тем легче он переносит ударные нагрузки. Вязкие металлы — мягкие стали, медь, алюминий — переносят удары лучше, чем хрупкие — такие, как чугун или некоторые алюминиевые
(силумин) и магниевые сплавы. Вязкие металлы разрушаются только после значительной пластической деформации, хрупкие же разбиваются, не успевая деформироваться пластически.
Для определения способности металла противостоять действию ударных нагрузок производят специальные испытания на так называемых маятниковых копрах (рис. 21). На образец, имеющий форму бруска квадратного сечения с полукруглым надрезом с одной стороны, с определённой высоты падает тяжёлый маятник. Маятник ударяет по образцу со стороны, противоположной надрезу, и ломает брусок. По весу маятника и потерянной им высоте вычисляют работу, затраченную на разрушение образца. Эта работа выражается в килограммометрах на квадратный сантиметр площади поперечного сечения образца в месте надреза и является мерой ударной вязкости металла. Серый чутун — хрупкий, его ударная вязкость мала. Ударная вязкость некоторых сортов легированных сталей в десятки раз выше, чем у чугуна.