ПОЛЗУЧЕСТЬ
Когда вы знакомились с диаграммой растяжения проволоки из мягкой стали, вы видели, что при определённой нагрузке металл начинает течь: напряжение не меняется, а удлинение растёт. На диаграмме это явление отмечено площадкой текучести. Обнаружить по диаграмме предел текучести для многих металлов и сплавов довольно трудно, так как переход от упругих к пластическим деформациям совершается у них плавно.
Но если понаблюдать за поведением металла при действии на него какой-нибудь постоянной нагрузки очень долгое время, скажем два-три года, то можно обнаружить, что металл непрерывно, хотя и очень медленно, пла-» стически деформируется или, как говорят, ползёт.
Положим тонкий стальной стержень на две опоры, под^ весим к нему груз и измерим величину прогиба. Пусть нагрузка и не превышает предела упругости, всё равно, —*
через год-два, десять лет прогиб увеличится. Чем больше времени висит на стержне груз, тем медленнее идёт возрастание прогиба, но прогиб всё время растёт. Такое же явление можно наблюдать и при длительном действии растягивающей силы.
Свойство металлов медленно и непрерывно пластически деформироваться при постоянном напряжении называется ползучестью. Чем выше температура металла, тем резче проявляется ползучесть.
Ползучесть у разных металлов различна. Медь, свинец и медные сплавы, находясь под напряжением в течение длительного времени, ползут уже при комнатной температуре. Ползучесть в стали возникает только при повышенных температурах.
Ползучесть наблюдается у многих деталей машин и в конструкциях, находящихся долгое время при высоких температурах: у лопаток газовых турбин, у паровых котлов, паропроводов и др.
Ползучесть металлов обязательно учитывается при инженерных расчётах конструкций, работающих при высоких температурах.
Величина ползучести металлов крайне мала, и для того, чтобы её обнаружить, ведут длительные испытания и пользуются специальными чрезвычайно точными измерительными приборами. Обычно определяют напряжения, вызывающие удлинение металла на 1% в течение 1000,
10 000 и 100 000 ча*сов.
В настоящее время детали машин и конструкции, работающие при высоких температурах, изготовляют из специальных жароупорных сталей и других сплавов, которые обладают незначительной ползучестью.