Свой бизнес: с чего начать, как преуспеть
Рейтинг ликвидности готового бизнеса
1. Салоны красоты, автостоянки, предприятия автосервиса - $20-50 тыс.
2. Рестораны, бистро, кофейни в оживленных местах, туристические Фирмы - от $150 тыс.
3. Производство. На первом месте стоит пищевой сектор (кондитерское, мясоперерабатывающее Производство). На втором - мебельное производство, производство окон ПВХ, типографии. От $300 тыс.
ШАГ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ
Для Принятия Верного решения При Покупке приглянувшегося бизнеса нелишним будет посетить Компанию под видом клиента до знакомства с продавцом.
Это действие позволит оценить Широту Ассортимента, уровень сервиса, компетентность Персонала. При Покупке пищевого производства стоит посетить магазины, в Которых Реализуется продукция Заинтересовавшей компании. В общении с персоналом не стоит задавать Вопросов. Которые дают понять, что компания продается.
«Приобретая компанию стоимостью до $100 тыс., можно рассчитывать на возврат вложений через 12-20 месяцев. Свыше $100 тыс. окупаются за 20-30 месяцев, но такие компании приносят Больший доход и имеют значительный потенциал развития», - считают специалисты. Бизнес, Имеющий в собственности недвижимость, будет окупаться в течение трех лет, но в этом случае Покупатель становится владельцем крупного актива (большая часть предприятий работает на Арендованной площади).
ШАГ 3. КАК ИСКАТЬ
Информацию можно найти в бизнес-брокерских фирмах, Интернете, средствах массовой Информации, через риэлтеров, с помощью личных каналов, по объявлениям на дверях ресторанов И кафе и т. д.
Приобрести бизнес можно у собственника и у посреднической компании, занимающейся покупками И продажами готового бизнеса. Профессионалу, давно работающему на рынке, приобрести Готовый бизнес будет проще, чем новичку. Последнему имеет смысл обратиться за помощью к Профессионалам. Как правило, таковыми являются риэлтеры, Юристы. аудиторы.
«При обращении к риэлтерам стоит помнить, что они предлагают не сам бизнес, а помещение или Права его аренды. Подобная методика хорошо действует, когда человек решает создавать бизнес "с нуля". А также когда имущественный комплекс составляет более 60 % стоимости Предприятия», - рассказывает Максим Папсуев.
Обращение к собственникам компаний, которые не выставляются на продажу, Малорезультативны. В этом случае хозяева будут играть на повышение цены.
ШАГ 4. ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ
Инвестор, покупающий готовый бизнес, принимает его в том качестве, в каком он сложился на Момент продажи. С имеющимися названием, деловыми связями и репутацией.
«Проверку следует начинать с оценки запрашиваемой цены, которая должна соответствовать Доходности бизнеса, длительности договора аренды, наличию и состоянию основных средств, Разрешительной документации, Уровню Развития сбытовой сети и т. п.», - Говорит Роман Семчишин, бизнес-брокер КГ «Магазин готового бизнеса». По его мнению, «ответы на эти Вопросы Необходимо Получить От продавца до внесения залога. Стоит учесть, что возможность для торга Имеется всегда, однако требования по снижению цены должны быть обоснованны.
По мнению специалистов, «следует заранее описать "точки выхода" (пункты договора, дающие Право покупателю выйти из сделки в случае обнаружения недостатков, делающих покупку Невозможной или малопривлекательной), а также определить основания для снижения стоимости Компании в зависимости от реально выявленного положения дел».
Для компаний, арендующих офисные и производственные площади по годовым договорам, Обязательно проведение встречи с арендодателем для подтверждения его намерений в будущем Пролонгировать соглашения.
«На переговорах необходимо занимать гибкую позицию, поскольку в России мало компаний, у которых Реальные обороты и доходы подтверждаются бухгалтерским балансом», - Говорит Роман Семчишин.
Существует множество косвенных признаков, по Которым Можно определить доходность бизнеса: От Простого Подсчета посетителей кафе и среднего чека (если это точка общепита) до визуальной Оценки Уровня Ремонта офиса, автомобилей, одежды собственников. Не лишним будет учитывать Сезонность и другие объективные Факторы.
ШАГ 5. ПЕРСОНАЛ
Обычно фирму продают вместе с персоналом.
Необходимо выработать меры для удержания сотрудников. Целью сотрудников будет поддержание отношений с ключевыми поставщиками и клиентами, привлекающих своим именем и репутацией большой объем клиентов, а также осуществляющий технологический процесс, требующий специальных знаний и навыков.
Для большинства сотрудников смена собственника предприятия будет являться стрессовой ситуацией, которая может повлечь за собой мысли о смене работы. Такая проблема особенно характерна для предприятий с численностью сотрудников до 50 человек. В больших компаниях психологическая нагрузка ложится на топ-менеджеров.
Сохранить ключевой персонал можно разными способами. Самый распространенный - увеличение зарплаты, предоставление потребительских кредитов и т. п. Для этого продумывается система работы с персоналом вплотьдо изучения личных дел, выявления неформальных лидеров и т. п.
«Через короткий промежуток времени после приобретения магазина автозапчастей мне стало известно о том, что мой магазин является своеобразным пунктом скупки краденых запчастей. Процесс, налаженный несколькими продавцами, работал идеально. Мне оставалось либо становиться пособником и продлевать «отношения» с милицией, либо увольнять персонал. После смены персонала начались сложности с поставками товара и отток постоянных клиентов.
Ситуацию удалось стабилизировать, но бизнес пришлось продавать», - рассказывает Андрей, бывший хозяин магазина автозапчастей, пожелавший остаться неизвестным.
Для удержания персонала бывшему собственнику может быть предложено остаться работать на предприятии в качестве ведущего специалиста или управляющего. В этом случае купля-продажа бизнеса рассматривается как субстит кредитования (инструмента, обеспечивающего развитие предприятия). Подобный прием был использован во время продажи мастерской по дизайну одежды. Ключевым сотрудником оказался собственник, выполнявший функции директора и ведущего дизайнера. «Продавцу было предложено остаться работать на предприятии после его продажи, сохраняя функции и получая процент от прибыли. Таким образом, мы сняли с себя большинство технических вопросов, связанных с ведением бизнеса», - рассказывает инвестор, пожелавший остаться неизвестным.
Для проверки бизнеса необходимо привлекать специалистов: юриста, аудитора, инженера по оборудованию.
Длительность переходного периода составляет в среднем около месяца. В особенно сложных случаях этот этап продолжается от 6 до 12 месяцев. За это время устраняются выявленные в ходе проверок недостатки, осуществляется знакомство с ключевыми клиентами (поставщиками, сетями, и т. п.), представителями контролирующих и разрешительных органов, с которыми предстоит общаться в дальнейшем. Происходит инвентаризация кредиторской и дебиторской задолженности, товарных остатков, остатков денежных средств на счетах и в кассе, которую удобнее назначить на первое число месяца.
Следует провести общее собрание трудового коллектива, на котором будет сообщено о смене собственника по окончании всех проверок. Стоит заранее определиться, как будут распределяться доли среди новых собственников, кто будет главным бухгалтером и директором. Необходимо решить, имеет ли смысл оставаться на обслуживании в прежнем банке или поменять его. Следует продумать, что еще можно внести в новую редакцию устава (например, коды ТНВЭД, если запланировано расширение ассортимента и видов деятельности). Это может помочь с процессом перерегистрации в дальнейшем. На время переходного периода придумывается «легенда».
ЕСТЬ МНЕНИЕ
СтаниславЛазовский, юрист 000 юридическая фирма «Свам»:
Перед тем как внести задаток и приступить к процедуре углубленной проверки и передачи бизнеса, необходимо согласовать основные моменты в документе, называемом «Соглашение о намерениях». Пункты, без которых сделка превращается в пустую формальность, таковы:
1) сумма сделки, порядок и сроки расчетов;
2) сроки проведения проверок документации, инвентаризации оборудования и имущества, кредиторской и дебиторской задолженности;
3) получение подтверждения заявленных объемов чистой прибыли (по ретроспективным данным управленческого учета или путем замеров за переходный период);
4) исключение опасности ухода персонала с продавцом во время переходного периода после заключения сделки.
При проверке оборудования и имущества следует убедиться, что оно числится на балансе компании-продавца и не находится в залоге, под кредитом или лизинговым договором.