Свой бизнес: с чего начать, как преуспеть
Цветочный салон
Доходность специализированных цветочных салонов в последние годы увеличивается за счет растущего спроса на дизайнерские услуги и композиции. В Петербурге работают около 200 цветочных магазинов и салонов, среди них сетевые (такие, как «Оранж», «Четыре сезона», «Флоросс», «Николь», «Орхидея») и единичные проекты. Кроме того, в последние 2-3 года цветочные отделы открываются при крупных супермаркетах и в торговых центрах города.
Цветочные салоны конкурируют с ларьками и павильонами по продаже цветов за счет предоставления услуг профессиональных флористов. Цена «дизайнерского» букета - 350 - 5000 рублей, наибольшим спросом пользуются букеты от 400 до 700 рублей. Наценка на живые срезанные цветы в салонах составляет 55-60 % от оптовой цены. Инвестиции в открытие цветочного салона общей площадью 200 м2, ассортимент которого составлен из живых цветов, керамики, сувенирной продукции и других сопутствующих товаров, - $90-100 тыс. Ежемесячная выручка такого салона составляет в среднем порядка $25 тыс. Рентабельность данного бизнеса оценивается в 25-30 % годовых.
Пик продаж приходится на праздники: 14 февраля, 8 марта, 1 сентября. Летом объемы продаж в цветочных салонах резко сокращаются, поэтому открывать новый салон опытные игроки рынка рекомендуют ближе к осени. Для открытия цветочного салона необходимо помещение не менее 200 м2. Торговый зал занимает порядка 100 м2, остальное - подсобные помещения. Отдельно оборудуются место для хранения цветов, помещение для удобрений, грунтов и склад для керамики, сувенирной продукции идругих сопутствующих товаров, места для работы флористов.
ШАГ 1. ПОМЕЩЕНИЕ
В помещении необходима как система кондиционирования (чтобы поддерживать необходимый для цветов температурный режим в летнее время), так и обогрева (для зимнего периода).
Расходы на помещение 200 м :
Первоначальные:
♦ ремонт - $35-40 тыс.;
♦ установка системы кондиционирования - $850;
♦ оборудование для обогрева помещения - $600;
♦ программа автоматизированного учета товарооборота - от $1,5-2 тыс.
Ежемесячные:
♦ аренда - порядка $5-6 тыс.;
♦ коммунальные услуги - $200;
♦ вывоз мусора - около $200;
♦ оплата электроэнергии - $150-300;
♦ реклама - в среднем $500.
ШАГ 2. ОБОРУДОВАНИЕ
Вам потребуются:
♦ 4 стеллажа для торгового зала: два для размещения цветов; один для керамики; один для сувенирной продукции и сопутствующих товаров, всего на $2,5-3 тыс.;
♦ стойки и горки для сувенирной продукции - $2 тыс.;
♦ 2 шкафа для цветов с подсветкой - от $1,5 тыс.;
♦ 2 холодильные камеры - $4 тыс.;
♦ холодильный шкаф для хранения живых срезанных цветов - $3 тыс.;
♦ 2 металлических шкафа для хранения удобрений, минералов ит. д. - $1 тыс.;
♦ 3 рабочих стола и 6 наборов инструментов для флористов - от $10 тыс.
ШАГ 3. ПОСТАВЩИКИ ЦВЕТОВ
В Петербурге работают около 20 компаний, специализирующихся на оптовых продажах живых цветов: ЗАО «Санкт - Петербург Флора Интернешнл», ООО «Дизайн Плюс», 000 «Грин Сити», 000 «Грин Лэнд», 000 «Дольче-Вита» и др. Цветы поставляются из Голландии, Эквадора, Колумбии, Израиля, Франции, стран Прибалтики и т. д.
На первом этапе салону достаточно сотрудничать с двумя-тремя поставщиками. Первую партию цветов для салона закупают в среднем на $1,5-2 тыс. (широкий ассортимент, но в небольшом объеме). Затраты на сопутствующие товары составляют от $15-20 тыс.
Ежемесячные затраты на закупку цветов и сувенирной продукции (свежие срезанные цветы закупаются 2 раза в неделю) - в среднем $5 тыс.
Нереализованные цветы составляют в среднем 8-10 % от общего объема закупок. Часть из них флористы могут использовать для составления композиций из живых цветов, тем самым уровень нереализованного товара можно уменьшить до 4 %. Остальные цветы списываются, определенная доля засушивается и используется для составления композиций из сухоцвета.
ШАГ 4. АССОРТИМЕНТ
Можно продавать:
♦ живые срезанные цветы (на первом этапе не менее 20 позиций, в последующем нужно расширить до 50-60);
♦ горшечные цветы (не менее 20 позиций);
♦ минеральные удобрения, грунты, средства химической защиты растений от насекомых и т. д. (от
10- 15 позиций);
♦ керамические и пластиковые горшки для цветов;
♦ упаковка для цветов;
♦ сувенирная продукция;
♦ литература для цветоводов и т. д.
Цветочные салоны конкурируют друг с другом за счет предоставления дополнительных услуг. Например, доставка букета и поздравление, аренда экзотических комнатных растений (для временного оформления офиса или банкетного зала), выезд флориста к заказчику и т. д.
ШАГ 5. ПЕРСОНАЛ
Штатное расписание цветочного салона:
♦ шесть флористов (в смену работают по три флориста, один ведущий и два ассистента) - средняя зарплата одного флориста $500;
♦ один цветовод (ухаживает за растениями) - $250;
♦ специалист, отвечающий за закупку цветов и сопутствующих товаров, - $400;
♦ администратор торгового зала - $500;
♦ консультант по работе с клиентами - $250;
♦ бухгалтер - $700;
♦ грузчик - $250;
♦ водитель - $300-400.