Свое дело дома и в мастерской. От хобби и ремесла к доходному бизнесу
Гипсовое искусство
Еще совсем недавно в кабинетах организаций, учебных заведениях можно было увидеть бюсты вождей, знаменитых ученых прошлого, писателей и поэтов, а в квартирах россиян и качестве скульптур ш гипса преобладали в основном слоники, голуби да копилки.
Но времена изменились, стали строиться просторные квартиры, коттеджи, появились новые стили в оформлении квартир, изменилось отношение и к домашней скульптуре. Модным стало украшать интерьер помещений, а также использовать в ландшафтном дизайне довольно крупные архитектурные формы (египетских сфинксов, львов и др.). Особенно и шскаиным и интерьере считаются тщательно проработанные статуэтки из фарфора, бронзы, поделочных камней и даже из гипса с видом под старинную бронзу, малахит и т. д. Скульптура в наше время стала своеобразным украшением, преображающим жилой интерьер.
Разные скульптуры, как болыиие по величине, так и совсем миниатюрные, для украшения интерьера можно делать из гипса, придавая ему тот или иной вид, что в последнее время стало очень попу лярным.
Изготавливать можно многое, начиная от маленьких фигурок нэцке, копилок, статуэток, различных сувениров, бюстов до более значительных вещей каминного обрамления, колонн и т. д.
Большой' популярностью пользуются различные карнизы, пилястры, барельефы, колошш, молдинги, розетки, фризы, фигурки нэцке, статуэтки и т. д.
Технология изготовления простейших скульптур не очень сложная. С любого предмета делается форма, в которую затем заишается гипс. Через некоторое время (30 40 минут) после затвердения изделие освобождается из формы и покрывается различными составами, применяются специальные приемы, с помощью которых гипсовым фигурам можно придать вид старинной бронзы, посеребрить, позолотить и т. д. Используя специальные добавки, можно придать изделиям вид натурального камня - гранита, малахита и т. д. Главное в этом деле - научиться делать формы.
Инструмент для работы с гипсом должен быть из нержавеющей стали или латуни. Размешивать гипс удобно мутовкой - палкой, на конце которой крест - накрест прикреплены две металлические пластинки. Клееварку можно собрат ь из большой и маленькой жестяных консервных банок, вставив одну в другую и положив под дно меньшей банки выгнутую из жест и скобу.
Гипсовый раствор для изделий готови 1х;я следующим образом; в гип - совку наливают 7 частей воды и всыпают небольшими дозами 10 частей гипса, помешивая мутовкой. Необходимо помнить, что свежеприготовленный раствор сохраняет текучесть примерно 2-3 минуты, теряет пластичность через 7-8 минут и полностью затвердевает чере« 15-20 минут.
Чтобы придать большую твердость модели из гипса, при приготовлении гипсового раствора гипс смеши някп г. шшявдй швестыо (6:1).
Формы дня гипсовых изделий могут быть гипсовыми, эластичными клеевыми и формопластовыми, силиконовыми, комбинированными. цементными, бетонными, деревянными, металлическими и даже из пенопласта.
Гнпсовые формы (черновые) делают, как правило, с мягких моделей и используют только для получения одной гипсовой отливки, после чего форму расколачивают. Эластичные формы снимают преимущественно с твердых моделей в тех случаях, когда требуется передать все мельчайшие ажурные детали модели. Комбинированные формы сочетают в себе эластичные и гпйсовые кусковые формы. Формы делаются открытым или закрытым способом.
Простейшая небольшая (/юрма для поделок из гипса готовится следующим образом. В небольшой короб (картонную коробочку ) наливается гипсовый раствор слоем около 1 см. Короб нужен, для того чтобы типе не растекался. Когда он затвердеет, на этот слой укладывается предварительно смазанная маслом или вазелином моден.. Затем короб с моделью заполняется до середины модели гипсом - получится нижняя часть формы. Чтобы половинки форм было удобно потом совмещать, делаются специальные «замки», для чего на полузатвердевшей нижней половине формы вырезаются на небольшу ю глубину углы. Застывшую половину формы вместе с моделью следует тщательно смазать маслом игти иязрлином. Теперь свежим гипсовым раствором окончательно заливаете модель примерно выше уровня модели на 2 см. Когда форма затвердеет, но еше не окончательно просохнет, половинки с помощью тонкою ножа (лезвия) следует разъединить В форме необходимо ножом вырезать литейник в виде воронки, доходящей до самой модели. Модель убирается. Половинки форм готовы. Чтобы отлить копию модели, половинки форм смазываются маслом или вазелином, плотно
68
Прижимаются друг к другу (помогают в этом «замки»), можно стыки обмазать пластилином, через литейник в образовавшуюся полость заливается подготовленный гипсовый раствор. После затвердения гипса, форма разъединяется, и копия модели осторожно извлекается.
Гипсовые изделия для отделки внутренних помещений зданий отливают главным образом в эластичных формах, разновидностью которых являются клеевые (желатиновые). Клей (желатин) благодаря своей эластичности позволяет’ снимать форму с модели любой сложности. При хорошем уходе за формой в ней можно сделат ь до 60 отливок. Эти формы удобны также тем, что в отличие от гипсовых форм позволяют не зачищать швы на отливке, кроме бокового шва.
Клеевые формы делают из желатина или столярної о клея открытым или закрытым способом. Сначала готовят клей. Желатин (7 кг) заливают теплой водой (0,5 л) и выдерживают 20-30 минут, пока он разбухнет. Плитку столярного клея разбивают молотком на мелкие куски и вымачивают их в течение суток в воде, меняя ее 2-3 раза, затем. добавив 1,5 л горячей воды, варя г на водяной бане до готовности. Клееварка должна быть плотно закрыта крышкой. В конце варки добавляют 300 мл воды и 500 г технического глицерина.
Клеевую <1юрщ' открытым способом готовят следующим образом. Модель раствором гипса прикрепляют к гипсовой плите, вокруг нее устанавливают деревянные бруски-бортики с небольшим наклоном внутрь. Модель, плиту и бортики покрывают 1-2 раза лаком. Когда лак подсохнет, смазывают смазкой и оставляют на 12 часов. Затем модель обливают клеем (посуду с ним держат над моделью в 10 мм). Через сутки убирают бортики, с модели снимают клеевую фо$мУ - На форму слоем не более 3 см наносится гипсовый раствор получится кожух, верх которого делают плоским, чтобы его можно было поставить на стол при изготовлении отливок. Через час кожух снимают С формы. На нем останутся два «замка» в виде выпуклостей там, где были вырезаны предварительно углубления-метки на форме (ка к при изготовлении гипсовой формы). Затем кожух внутри 2-3 раза покрывают лаком, чтобы форма плотно лежала в нем. Саму форму обезжиривают тальком, квасцами или формалином.
Клеевая форма закрытым способом. Сначала подготавливается модель, Модель из мрамора, кости, дерева, бронзы предварительно следует покрыть густой мыльной пеной, хрупкое изделие, например, из терракоты, - обернуть фольгой, обычную модель накрывают кусочка - ми влажной бумаги. Подготовленную модель облепливают глиной слоем в 1 см, хорошо выравнивают ее поверхность, покрывают стеариновой смазкой и делают в глине углубления-мегкн для фиксации кожуха. Затем модель сверху заливается гипсовым раствором - это и будет кожух. Через час кожух можно снять, внутри его следует покрыть шеллачным лаком. В самых высоких местах кожуха просверливают одно отверстие (суженное наружу) диаметром 4-5 мм для воронки, и второе диаметром 3-4 мм для выхода воздуха. Затем модель (уже без глины) накрывается кожухом и в пространство между кожухом и моделью через воронку заливается клей (при температуре 55°С). Этот слой клея и образует форму. Через сутки кожух снимают, а форму разрезают специальным ножом (на конце лезвия ножа есть изгиб иод углом 120°), на одной стороне формы получается углубление, на другой - выпуклость, что предохраняет части формы от сдвига при изготовлении уже самой копии модели. Для того чтобы не испортить форму от воздействия воздуха и влаги, ее следуег задубить 10%-ным раствором алюмокалиевых квасцов (можно крепким отваром дубовых орешков или ивовой коры). Перед отливкой модель обязательно покрывается внутри смазкой.
В последнее время наибольшей популярностью пользуются формы из формопласта. Они водоустойчивее и эластичнее по сравнению с клеевыми, не усыхают, дольше сохраняют гибкость и эластичность, что позволяет делат ь в ней до 400 и более отливок, четко воспринимают все мелкие детали модели и точно передают их на отливках. Формоп - ластовыс формы не требуют дубления и смазки, в результате чего сокращается время изготовления отливка, повышается оборачиваемость форм. Но изготовление формопласговых форм имеет один недостаток - формопласт при нагревании выделяет резко пахнущий и вредный газ.
Сначала перед отливкой формы модель подготавливается. Одни модели из твердых материалов очищаются от разных жировых покрытий, краски, лака с помощью растворителя, ацетона или жидкости для снятия красок. Другие модели (фарфоровые) смазываются кипяченым растительным маслом и нагреваются до температуры 40°С. Хорошо просушенную модель из гипса с помощью кисти два раза пропитываюг горячей натуральной олифой, в которую добавляют 5-10% канифоли. Олифа заполняет поры гипса. Если при этом на модели образовалась пленка, ее размывают скипидаром с помощью кисти, модель просушивают, чтобы скипидар улетучился, а затем вновь пропитывают смесью олифы и канифоли.
Ич формопласта также можно изго I овить формы открытым или закрытым способом.
Закрытая форма из формопласта готовится в два этапа по аналогии с клеевой. Сначала делается кожух, а затем уже отливается сама форма. Подготовленную модель устанавливают на подставку, облепляют глиной толщиной в 2 см. наверху долепливают небольшую трубу (длиной 5 см и диаметром до 2 см), устраивают «замки» и наливают кожух толщиной 3 см (аналогично описанному выше). Затем снимают кожух с модели снизу вверх и, выполнив необходимые подготовительные операции, снова надевают кожух на чистую модель (модель должна быть влажной, но без капель воды). В пространство между моделью и кожухом через воронку вливается расплавленный формопласт. Температура наливаемого формопласта должна быть 125-128°С. При заливке формопласта более низкой температуры форма будет расслаиваться. Наливая на модель формопласт, струю направляют на наиболее высокую часть рельефа, чтобы масса постепенно и равномерно растекалась по всей модели. Как только форма остынет до 60°С, ее снимают с модели. При снятии формы с крупных бюстов форму и кожух на модель делают из двух половин, то есть разъемными, так как целый кожух трудно снять с крупной модели.
Силиконовая форма. Делается контейнер для заливки из любого жесткого материала (стеклопластик, ДСП, дерриянные дощечки и т. п.). В контейнере не должно быть шелей. поэтому все части обечайки соединяются клеем. Можно просто взять подходящую по размеру емкость (например. ящик). Берется скульптурный нсзатвердевающий пластилин (нельзя брать детский пластилин - он очень липкий, от него трудно будет очистить модель), равномерно укладывается почти до половины контейнера. Поверхность пластилина должна быть гладкой, без щелей. В пластилин вдавливается модель. Вокруг в пластилине карандашом делаются несколько дырочек - «замки», чтобы при изготовлении отливки в последующем не происходило смещение частей формы.
Теперь измеряется необходзгмый объем формообразующего материала. Для этого насыпается в контейнер сыпучий материал, который потом высыпается в мерную емкость. Поверхность модели смазывается разделительной смазкой. Для силиконовой формы нельзя использовать силиконовую смазку, используют жировую, восковую смазку или мыльный раствор. Компоненты формовочной массы смешиваются по инструкции и медленно тонкой струйкой заливаются по контуру обечайки. чтобы не появились пузыри. После отверждения верхней части формы аккуратно удаляется пластилин, снова смазывается поверхность модели и формы, включая замки. Готовится формовочный мат ериал и заливается вторая часть формы. После полного отверждения второй части форма разнимается и модель извлекается. Форма готова.
Для некоторых изделий можно сделать форму из пенопласта, например, для настенного панно, сделанного из гипса.
Поверхности готового гипсового изделия можно придать вид бронзы, чугуна, древесины, под мрамор, позолотить, посеребрить и т. д.
Пропитанная олифой поверхность изделия, предварительно хорошо высушенная при постепенном повышении температуры с 25 до 55°С, со временем примет вид «под старый мрамор». Если покрыт ь шеллачным лаком, приобретет вид «под терракоту».
Чтобы придать изделию вид «под бронзу» применяются масляные краски, специально подобранные по цвету, причем наносятся они в три слоя: первый слой делается светлым (после высыхания обрабатывают мелкой шкуркой), второй слой делается более темным и густым, после высыхания наносится третий слой (разжиженный скипидарам с добавлением растворенного пчелиного воска).
Тонируемые поверхности протираются мягкой фланелью, припорошенной тальком, а в местах, которые желательно оттенить, смесью талька с порошком окиси хрома. Есть и еще целый ряд тонкостей, применяя которые можно придать поверхности вид не просто «под бронзу», а «под старинную бронзу», под чугунную отливку и т. д.
Для изготовления изделий можно воспользоваться гипсом марки Г-10 либо евро гипсом. Если при изготовлении модели использовать еврогипс и прогрунтовать специальным составом «артисан №8», можно получить изделие, практ ически похожее на каменное.
Секретов получения поверхности модели из гипса того или иного вида очень много, о них достаточно подробно описано в соответствующей литературе.
По расчетам специалистов, занимающихся гипсовым моделированием, затраты на сырье для изготовления гипсовой колонны высотой 90 см и диаметром 25 см составят $5 (1 мешок гипса, 3 л грунтовки), расход на форму $22 (5 л дибутила, 60 кг ТТХВ или вторсырья), иена реализации - не менее 555, изготовление деталей камина от 5300. Следует учитывать, что формы служат по 5 лег и более, и при повторных отливках ваши расходы будут значительно меньшими.
Из 1 мешка гипса (цена 150 рублен) можно изготовить 30 фигурок атлантов-подсвечников, цена реализации каждою около 250- 300 рублей, соответственно прибыль - не менее 7 тыс. рублей.
Рекомендации. Предварительно изучите литературу с более подробными описаниями технологии, изготовьте для начала что-нибудь простое для себя, знакомых, друзей. Определитесь со спросом и ценами.
Самым простым способом для начала бизнеса считается отливка изделий в готовые формы. Долговечность форм для гипсовых отливок достигает 10 ООО циклов. Цена на формопластовую форму высчитывается от вместимост и в нее гипсового раствора. Например, форма «Атлант» для гипсовой модели «Атлант» весит около 7 кг. соответственно стоимость формопластовой формы - $280.
72
С подробным описанием изготовления изделий из гипса можно познакомиться, просмотрев соответствующие книги о ремеслах.
Выгодно работ ать под заказ, при больших заказах можно получить сразу ощутимую прибыль. Рекламируйте свои изделия и работ)' в местной прессе.
Начальные затраты: от 3 тыс. рублей.
Месячный доход: 50-150 тыс. рублей.