СВАРКА СТАЛЕЙ ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ
При зимних наружных сварочных работах может возникнуть необходимость предварительного подогрева, применение которого определяется маркой стали, ее толщиной и температурой окружающей среды. Минимально допустимые температуры окружающего воздуха для сварки строительных конструкций из низкоуглеродистых и низколегированных сталей сведены в табл. 9.
При необходимости подогрев осуществляют газовыми горелками, нагревателями комбинированного действия, гибкими пальцевыми нагревателями, индукторами. При подогреве следует соблюдать равномерность ширины зоны нагрева.
ОСОБЕННОСТИ СВАРКИ ТРУБОПРОВОДОВ
•Сварка трубопроводов имеет свои особенности, так как эти конструктивные элементы чаще всего работают под давлением, что накладывает отпечаток на условия качества сварочных работ. Трубы под сварку выбирают по внутренним диаметрам. В одну группу входят трубы, имеющие расхождение по внутреннему диаметру до 1%, но
Минимально допустимые температуры окружающего воздуха для сварки строительных конструкций из низкоуглеродистых и низколегированных сталей без предварительного подогрева, "К (°С)
|
Примечание: К решетчатым конструкциям относят фермы, связи по поясам ферм, вертикальные связи и т. п.; с листовым объемным конструкциям — подкрановые балки коробчатого сечения, резервуары, кожухи и т. п.; к сплошным конструкциям — колонны и балки Н-образного сечения и т. п. |
не более 2 мм. Концы труб под сварку разделывают и обрабатывают (обрезают, снимают фаски) механическим способом (резцом, фрезой или абразивным кругом). Трубы из низколегированных и низкоуглеродистых сталей могут быть обработаны газовой или воздушнодуговой резкой с последующей зачисткой кромок режущим или абразивным инструментом до удаления следов термической резки.
При прокладке магистральных трубопроводов сортировку труб по диаметрам и толщине стенок производят обычно централизованно в заготовительных цехах, трубосварочных механизированных базах (размещенных по трассе) или прирельсовых складах. Если это по каким - либо причинам сделать невозможно, то сортировку труб производят непосредственно перед сваркой. Магистральные трубопроводы обычно сваривают в звенья. Трубы тщательно очищают от попавших внутрь загрязнений (комьев грунта, грязи, камней и т. д.), после чего концы труб подготавливают к сварке.
Торцы, скошенные кромки, а также прилегающие к ним поверхности очищают от грязи, масла и окалины. Перед сборкой необходимо проверить правильность подготовки кромок и зачистить их до металлического блеска. Подготовка под сварку предусматривает выправку деформировавшихся при перевозке концов труб, проверку формы, состояние и совпадение кромок, трубы центрируются, производится проверка правильности выставленных зазоров.
При централизованном изготовлении звеньев (секций) диаметром от 168 мм и более в механизированных мастерских применяют преимущественно автоматическую сварку поворотных стыков под слоем флюса на установках полустационарного или полевого типа. Количество труб в звене ограничивается их весом и габаритами транспортных средств, применяемых для доставки звеньев к месту укладки. Обычно сваривают в звенья 4—8 труб.
При изготовлении звеньев непосредственно на трассе в отдельных случаях применяют электроконтактную (метод оплавления кромок стыкуемых труб) и газопрессо - вую сварку (для трубопроводов из малоуглеродистых и низколегированных сталей), в которых по условиям эксплуатации может быть допущено утолщение стыка до 1/2 толщины стенки с внутренней стороны трубопровода. В ряде случаев для сварки поворотных и неповоротных стыков труб различных диаметров с толщиной стенок более 3 мм может применяться ручная дуговая сварка. Ручная дуговая сварка Допускается только для соединения труб диаметром до 114 мм, со стенками толщиной до 5 мм, при рабочем давлении внутри трубопровода до 8 атмосфер.
При сборке стыков трубопроводов (или их секций) должно быть обеспечено правильно фиксированное взаимное расположение стыкуемых труб и деталей, а также свободный доступ к выполнению сварочных работ. Трубы больших диметров можно взаимно фиксировать при помощи стяжечных приспособлений. Трубы небольших диаметров (до 100 мм включительно) собирают с прихваткой и с полным проваром корня коренного шва. Высота
прихватки определяется толщиной стенок трубы и должна быть не менее 3 мм при толщине стенки до 10 мм и 5— 8 мм при толщине стенки более 10 мм. Прихватку выполняют теми же электродами, которыми будут варить коренной шов. К качеству прихватки предъявляются те же требования, как и к основному сварному шву. Прихватка должна быть удалена механическим способом, если при внешнем осмотре обнаружены поры и трещины. Допускается выполнять сборку труб из низкоуглеродистых и низколегированных сталей при помощи приваривания к ним технологических пластин или накладок, которые удаляют механическим способом по мере заполнения шва.
При сварке поворотных стыков ось трубы располагают горизонтально или вертикально. Если вращение стыка затруднено, то сварку выполняют в два поворота, как показано на рис. 26. При сварке труб диаметром до 200 мм на стеллажах окружность стыка разделяют на две равные части. Каждый слой шва начинают с нижней части, смещаясь от нижней точки трубы на 20—30 мм. Конец шва следует перекрывать на 20—30 мм. Стыки труб диаметром от 200 до 500 мм при сварке на стеллажах разбивают на 3- 4 участка и сваривают снизу вверх, поворачивая каждый участок, располагая его вертикально. Второй слой зава-* ривают участками, равными половине длины окружности сначала с одной, а затем с другой стороны стыка снизу вверх. Последующие слой сваривают так же, как и вто-
Рис, 26. Сварка стыка труб: А — при диаметре до 200 мм; Б — при диаметре от 200 до 500 мм; В— при диаметре более 500 мм; /—б — порядок (последовательность) положения участков слоя |
А |
Б |
В |
рой слой, но с поворотом трубы на 180' или смещением начальной точки сварки на 50—60 мм от начала предыдущего слоя.
Независимо от вида сварки пооперационная проверка качества сварных работ производится при сборке, прихватке и наложении швов. О современных методах контроля за сварными соединениями мы расскажем в соответствующем разделе данной книги.