СВАРОЧНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ И НАПРЯЖЕНИЯ
ПРОКАТКА РОЛИКАМИ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ЛИСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ [15]
Существует несколько схем, с помощью которых можно создать пластические деформации, противоположные сварочным. Это — проковка, растяжение, изгиб и т. п. В применении к листовому металлу относительно небольшой толщины наиболее подходящей оказывается схема осаживания металла по толщине путем прокатки цилиндрическими роликами.
Рис. 141. Изменение продольных напряжений сх в результате прокатки роликами при различных давлениях: а — начальное распределение; б — давление меньше оптимального; в — давление рявно оптимальному; г - г давление выше оптимального LJ |
Прокатка шва ті околошовной зоны узкими стальными роликами шириной 5—15 мм под давлением создает местное равномерное статическое осаживание металла по толщине, которое приводит к удлинению металла в зоне прокатки в продольном и поперечном направлениях и снижению остаточных напряжений и деформаций от сварки во всем изделии. Прокатка в основном устраняет деформации, вызванные продольной усадкой. Пластические деформации от прокатки в поперечном направлении невелики и не компенсируют поперечную усадку от сварки.
На рис. 141 показано, что после прокатки остаточные напряжения растяжения могут понизиться, оказаться близким к нулю или даже перейти в напряжения сжатия (рис. 141, б, в и г). Величина остаточного напряжения в прокатанной зоне зависит от многих факторов. К основным из них относятся следующие:
1. Давление Р на ролики при прокатке в кГ.
2. Диаметры роликов d и ширина рабочего пояска s роликов в см.
3. Толщина металла в зоне прокатки 6 в см.
4. Механические свойства металла в зоне прокатки: предел текучести от и модуль упругости Е в кГ/см2.
5. Начальные остаточные напряжения в металле перед прокаткой онач в кГ/см2.
6. Жесткость прокатываемого изделия или узла. Эксперименты показали (рис. 142), что для каждого металла
при заданных размерах роликов и толщине металла в зоне прокатки
0 (Мн/нг)кГ/н*г 0 500 1000 Рис. 142. Зависимость остаточного напряжения в металле от давления прокатки. Диаметр роликов d = 8 см', s = 1 см |
существует определенное давле-
ние Р0 на ролики, при котором остаточные напряжения, примерно равные до прокатки пределу текучести, снижаются после прокатки до нуля. Утонение металла по толщине при этом составляет 0,5—1%. Это давление в сильной степени зависит от предела текучести металла.
На рис. 143, а показана зависимость остаточного напряжения в стали Ст. З после прокатки от диаметра и ширины роликов. С увеличением диаметра роликов величина пластической деформации уменьшается, что соответственно ведет к изменению эффекта снижения напряжен ий. Изменение ширины роликов
р
при постоянном отношении—прак-
1500РкГ тически влияния не оказывает.
(15м) Экспериментальный путь подбора режимов прокатки требует проведения опытных работ и в ряде случаев может оказаться недостаточно оперативным. Поэтому на основании решения задачи методами теории пластичности и определения некоторых коэффициентов опытным путем получена приближенная формула, описывающая связь между напряжениями в металле и параметрами режима прокатки узкими роликами:
(273) |
Р2 _ 6,7rf6ат (Окон — °т)г ( ®нач — 1|БсЦок 4~ 0.5ог) s2 Е (0.7ат + 0,3ана„)
где <4кон — напряжение в металле после прокатки в кГІсм2.
Режим прокатки практически может быть определен двумя способами:
1- й способ. Требуется подобрать режим прокатки сварного соединения из металла, для которого нет данных по применению прокатки с целью исправления деформаций. В этом случае следует воспользоваться формулой (273) и определить необходимое давление на ролики Р. В формулу (273) подставляем акон = 0, так как после прокатки остаточные напряжения в прокатанном металле должны быть равны нулю. Величину начального напряжения в металле перед прокаткой следует задать приближенно онач = = от, так как точное определение его связано с проведением опытных работ. В действительности начальные напряжения в швах могут иметь значения как больше, так и меньше ог. Изменение начального напряжения в пределах 0,5аг — от, как это следует из формулы (273), приводит к изменению необходимого давления
б ост к Г/'мм2 80 О - |
-20 |
(-200) (Мн/м2) |
6) |
И |
н |
( |
L г |
||
Р=53 $=1,5 |
0кГ(4,Зкн) s=9mm мм п=1 ... 1 1 |
£=шкг/і d= 80мм |
м(480кн// |
Р ' і) п = 1 8=1,5мм |
-Ю |
-20 |
100 120 й мм |
6,5 |
°) |
-10 |
Рис. 143. Зависимость остаточного напряжения в металле от диаметра (а) и ширины (б) роликов для стали Ст. 3 после прокатки |
vocm |
прокатки в пределах 13%. Если ок0Н = 0, а онач = оТ, формула (273) упрощается
10,Ы6<4 |
(274) |
Вычисленное по формуле (274) давление на ролики Р0 должно уточняться при исправлении конкретного изделия.
2- й способ. Если имеются данные по исправлению деформаций конкретной конструкции, но изменяются условия прокатки или характеристика металла, то при переходе от одного случая к другому можно пользоваться следующими зависимостями.
При переходе с диаметра роликов dt на диаметр d2 давления прокатки, как показывают экспериментальные и расчетные данные, относятся как
Примерно такая же зависимость наблюдается при изменении толщины металла в зоне прокатки. Для предела текучести и модуля упругости металла справедливы следующие зависимости:
2 'L О 7» 1 2 |
(276)
(277) |
Р«Х _ VTt
РЧ V Е1'
Разнообразие типов сварных соединений и конкретных условий устранения деформаций требует, помимо изложенного, учета некоторых особенностей этого процесса, позволяющих успешно применять прокатку сварных соединений.
а) Рис. 144. Различные схемы прокатки роликами: а — прокатка всей зоны пластических деформаций; б — в средней части зоны создан перекат; в — шов ие проиатаи |
повышенных давлениях прокатывают только околошовную зону, добиваясь устранения деформаций за счет уравновешивания напряжения в пределах*узкой зоны (рис. 144, в). Нахлесточные роликовые соединения прокатывают обычно только по нахлестке, выбирая давления с учетом двойной толщины металла в зоне прокатки драСЧ = 26. Прокатку можно также использовать для устранения деформаций от точечных сварных соединений. Иногда применяют сбжатие отдельных сварных точек либо после полного охлаждения их, либо непосредственно после сварки самим сварочным электродом [42].
2. Подбирая режимы прокатки (Мн/мг)кГ/ммг
I I сі=80мн s=10hm і і |
||
СП D - ы k Mjr |
1020кГ( 1200к Г ( ,1000кГ Р-ЗЗОк! |
Щ2кн) 12 к н) '10 км) (3,3кн) |
<тЛ\ |
||
ср>А |
||
1 2 о Число пропусков |
для нагартованных или состаренных (600) 60 металлов, следует иметь в виду, что <
предел текучести металла шва и зоны отпуска рядом со швом может существенно отличаться от предела текучести металла в исходном состоянии. На стареющих сплавах :
предел текучести металла около - ■
шовной зоны может меняться в зависимости от времени, прошедшего после сварки.
3. Иногда прокатка по назначен - д
ному режиму не обеспечивает точного исправления и требуется повторная прокатка. Повторная прокатка по одному и тому же месту -20 при неизменном давлении вызывает затухающую пластическую деформацию. Чтобы оцепить эффект пов - L
торной прокатки, следует в формулу (273) вместо Онач подставить Рис. 145. Зависимость остаточ-
величину акон после предыдущего ного напряжения в различных
пропуска. Характер зависимости ^^енпом^ГвлГи^п^
остаточного напряжения от числа катки
пропусков по одному и тому же
месту при неизменном давлении прокатки, полученный экспериментально, представлен на рис. 145. Второй пропуск вызывает пластическую деформацию, составляющую не более 10—15% деформации первого пропуска. Если необходимо при повторных пропусках получить большую величину пластической деформации, то следует повысить давление.
Перекат нежелателен, так как деформации изделия при этом часто начинают возрастать в сторону, противоположную направлению сварочных деформаций. Перекат можно исправить повторной сваркой по месту прокатки или прогревом под роликами шовной машины.
4. Механическая правка прокаткой требует высокого качества сборки перед сваркой и определенной очередности операций сборки сварки и правки. Если на сборку подать неправленные детали и сварить их, то прокатка полностью деформаций не устранит. Наличие в изделии ряда швов требует назначения целесообразной последовательности операций сварки и правки.
Если сварка одного из швов не вызывает нарушения качества сборки второго, то исправление можно выполнять после сварки обоих швов. При вероятности нарушения качества сборки второго соединения в результате сварки первого шва следует либо после сборки обоих соединений и сварки первого из них производить его правку до сварки второго шва, либо сборку, сварку и правку второго соединения выполнить после сварки и правки первого соединения.
Для тонких листов качество сборки должно быть особенно ВЫСОКИМ. Если один из листов прихвачен со сдвигом относительно другого, то сварка зафиксирует это положение. Такое коробление невозможно исправить прокаткой.
5. На начальной стадии применения метода прокатки в промышленности исправление деформаций производилось на металле толщиной до 5 мм. В 1963 г. этот метод был успешно применен на стыковых сварных соединениях из алюминиевых сплавов толщиной до 12 мм включительно. Каких-либо серьезных ограничений для применения этого метода на больших толщинах нет. Однако следует учитывать возможность поверхностного наклепа металла, если прокатка производится роликами малого диаметра на металле
большой толщины. По-видимому, отношение - у не следует принимать менее 15—20. Опыт применения прокатки в производстве, режимы, наиболее характерные примеры конструкций и узлов, подвергавшихся прокатке, приведены в работах [62, 66].
Деформации, вызванные поперечной усадкой, например при сварке круговых швов на плоскости, прокаткой не устраняются. Для этого следует применять специальные методы (п. 57).
Прокатка зоны сварного соединения в результате нагартовки влияет на механические свойства, несколько увеличивая предел прочности и снижая пластические свойства [62]. В тех случаях, когда пластические свойства достигают недопустимо низких значений, следует прокатывать только околошовную зону, не деформируя сам шов. При прокатке околошовной зоны пластические деформации металла Ничтожны. Не следует применять сферических роликов. Это не оправдывает себя как в отношении устранения деформаций, так и в отношении снижения пластичности металла. В промышленности нашли применение различные конструкции машин для прокатки швов с целью устранения деформаций [64].