СВАРОЧНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ И НАПРЯЖЕНИЯ
ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ СВАРОЧНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ И ПЕРЕМЕЩЕНИЙ
В основе явления образования сварочных деформаций и перемещений лежат те же причины, которые приводят к образованию сварочных напряжений. Под понятием «сварочные деформации» обычно понимают перемещения отдельных точек или даже элементов сварных соединений и конструкций.
Классификация сварочных деформаций. Также, как и напряжения, сварочные деформации могут быть временные и остаточ-
Рис. 64. Деформации сварного тавра |
ные. Например, деформации тавра на рис. 54, а и б условно называют временными, а деформации после полного остывания на рис. 54, в, — остаточными. Такое разделение в определенной мере является условным, так как в одно и то же время часть деформаций может иметь временный характер, а часть деформаций уже завершит процесс изменений и будет являться остаточной. Деформации удобно разделить на несколько видов.
1. Деформации в плоскости свариваемых деталей, когда перемещениями в направлении третьей оси можно пренебречь. Такие деформации, например, возникают при сварке пластин, которые не теряют устойчивости и не выходят из плоскости из-за неравномерной по толщине пластины поперечной усадки (рис. 55, а).
2. Деформации в плоскости, перпендикулярной шву, например деформации грибовидности и углового поворота (рис. 55, бив).
3. Деформации изгиба конструкций типа балочных (рис. 55, г). В этом случае продольная ось балки искривляется вследствие усадки швов в продольном или поперечном направлении.
4. Деформации потери устойчивости листовых элементов конструкций (рис. 55, д и е). Под действием сжимающих остаточных напряжений происходит коробление, форма которого может иметь самый разнообразный вид. Общими являются значительные по величине перемещения листовых элементов в направлении из плоскости листа.
Вид А Рис. 65. Различные виды сварочных деформаций (перемещений) |
5. Деформации скручивания относительно продольной оси (рис. 55, ж).
6. Деформации оболочковых конструкций от заварки кольцевых и продольных швов, а также от заварки круговых и криволинейных швов на поверхностях вращения (рис. 55, з и и).
7. Деформации сложных конструкций типа рам, станин, блоков двигателей и т. п., когда возникающие деформации состоят из нескольких видов, влияют друг на друга и вызывают специфические для каждой конструкции искажения ее форм.
В большинстве случаев возникает сразу несколько видов деформаций.
Принцип одновременности укладки шва по всей длине. Деформации некоторых видов (особенно временные) определяют последовательно. В некоторых случаях определение остаточных деформаций также требует учета накопления их во времени, например при электрошлаковой сварке деталей с зазором. Однако в большинстве случаев остаточные деформации находят, исходя из прин - 80
ципа одновременности заварки шва по всей длине. Это возможно в тех случаях, когда образование напряжений и деформаций на отдельных участках шва мало зависит от деформаций и напряжений, возникающих в процессе сварки на других участках сварного соединения.
Например, деформация изгиба продольной оси тавра от усадки продольного шва (см. рис. 54, в) возникает от поворота отдельных сечений тавра на небольшие углы. Эти повороты отдельных сечений в процессе сварки практически не влияют на незаверенные еще участки шва и остаточные деформации оказываются примерно такими, как если бы поворот всех сечений происходил одновременно.
Для расчетного определения остаточных перемещений конструкций можно условно предположить, что остаточные пластические деформации металла возникают одновременно по всей длине, но при этом их величину и распределение следует принимать такими, какими они фактически образуются при неодновременной заварке шва.
Не следует отождествлять принцип одновременности заварки шва по всей'длине, используемый как формальный расчетный прием, с заваркой шва на большой скорости. Принцип одновременности заварки шва по всей длине означает лишь, что пластические деформации во всех сечениях одинаковы, но при этом не устанавливается их распределение по поперечному сечению сварного соединения. Остаточные деформации металла, найденные в предположении, что шов заварен мгновенно, будут существенно отличаться от фактических деформаций металла, которые образуются при сварке с конечными скоростями. Принцип одновременности заварки шва по всей длине можно применять лишь для вычисления перемещений сварных конструкций; при этом по существу подразумевается, что в процессе сварки достигается ква - зистационарное поле упруго-пластических деформаций.
Сварочные остаточные деформации появляются как результат протекания пластических деформаций металла при нагреве в процессе сварки. Если бы процесс сварки осуществлялся без пластических деформаций металла, то остаточные деформации (перемещения) сварных конструкций не имели бы места.