СВАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Сварные детали автомобилей
Карданный вал автомобилей — весьма ответственная деталь, так как его поломка приводит к аварии. Сварные соединения вилки 1 и шлицевой втулки 2 с карданной трубой 3 (см. рис. 12.25) осуществляют сваркой трением. Учитывая возможность перегрузки, расчетный крутящий момент определяют по формуле
Мкр=(1,5-4-2,0)МДЇ, (22.39)
где Мд — момент двигателя; і — передаточное число трансмиссии. Напряжение в сварном шве от момента Мщ,
Ткр=МКр/ Wfcp=2MKpf і/[я(г4! /”4г) ] > (22.40)
где г j — внешний радиус кольцевого сечения; Г2 — внутренний радиус.
По III теории прочности,
Оэкв==2Ткр^'От, ф/я; (22.41)
Ф зависит от диаметра вала (при d=30 мм ф=0,85, при а?=100 мм Ф=0,76); /г=1,5-4—2,0, если от/ов=0,6-*-0,85, и «=1,15-4-1,6, если сгт/0в=О,45-5-0,6. Сварные соединения, выполненные сваркой трением, оказываются равнопрочными основному металлу вилки кардана.
Ведущий мост в автомашинах с зависимой подвеской рассматривается в качестве пустотелой балки, связывающей колеса (рис. 22.21,а). В сечении, совпадающем с осью рессор, изгибающий момент с учетом динамического коэффициента
Ma=(2-+-2,5)QB, (22.42)
где Q — нагрузка на шину колеса; В — полуразность расстояния К между колесами и расстояния Р между рессорами (рис. 22.21,а).
Расчетное сг=100 МПа.
Для грузового автомобиля ЗИЛ-130 нагрузка на шину с учетом динамики Q=34,75 кН, В =387 мм. Момент Ми—13,45 кН-м, W— = 144 см3, а=93,2 МПа.
Таким образом, для картера, например из стали 17ГС с пределом текучести (7т=320 МПа, запас прочности Аг=х7т/сг=3,43. Продольные сварные швы 1 (рис. 22.21,6), соединяющие штампованные половинки балки картера, являются связующими и не рассчитываются. Наиболее нагружены сварные соединения 2 цапф с балкой картера, их выполняют сваркой трением.