Сварные конструкции. Расчет и проектирование
СВАРНЫЕ РАМЫ
Рамы входят в состав различных машин и конструкций — станков, вагонов, крановых тележек, фундаментов, кузнечно-прессовых и прокатных машин, автомобилей, тракторов, в металлические конструкции зданий. Рамы и станины служат для связи в одно целое отдельных частей
Рис. 14.16. Простейшие узлы рам из уголков (а), швеллеров (б) и из двутавров (в) |
механизма или станка. Они должны обеспечивать необходимую жесткость и прочность конструкции и удовлетворять требованиям рациональной компоновки изделия. При расчетах на прочность рамы и станины представляют в виде системы соединенных балок.
Простейшие узлы сварных рам приведены на рис. 14.16, а. . в. Для увеличения жесткости рам в горизонтальной плоскости рекомендуется ставить распорки. В целях снижения массы при сохранении жесткости целе-
сообразно применять для легких рам тонкостенные гнутые штампованные уголки, швеллеры и другие профили. Для соединения указанных элементов применяют не только дуговую, но и контактную сварку. Так, например, лонжероны— продольные балки сварной рамы автомобиля — выполняют из штампованного швеллера, а поперечные — нз элементов замкнутого трубчатого сечения. Привариваются они к
Л-Л 5-6 |
Рис. 14,17. Сварная рама грузового автомобиля |
к лонжеронам контактной сваркой тавровыми соединениями (рнс. 14.17, б), а при выштамповке и отбраковке лонжеронов — с тыковымн (рис. 14.17, а). Несмотря на резкий переход в сечении трубчатой конструкции к лонжерону, сварная конструкция по прочности превосходит клепаную.
Пример расчета. Требуется определить прочность рамы (рис. 14.18, а) при следующих условиях: средние поперечные балки 2 двутаврового профиля пролетом I— 1 м нагружены по длине равномерной нагрузкой 9=60 кН/м (рис. 14.18,6); собственным весом балок пренебрегают. Продольные балкн 1 имеют коробчатое сечение. Они обладают большой жесткостью на кручение, поэтому поперечные балкн можно считать защемленными в продольных
Л4 = 9/*/12 = 60.|*/12 = 5,0кН-м.
Момент инерции поперечной балки по сечению Б—Б составит
У = 20я 1/12+2 (16-1-10,5»+1». 16/12)= 4197 см4.
Момент сопротивления поперечной балкн
87 = 4197/11 =381 см».
Напряжения в поперечной балке
a — MlW = 0,005/(381-10~*) = 13,1 МПа.
Поперечная сила в балке
Q = ql/2 = 60 • 1/2 = 30 кН.
Статический момент горизонтального листа относительно центра тяжести сечей и я
16.1-10,5 = 168 см».
Касательные напряжения в поясных швах с катетом К— 6 мм поперечной балкн к опоре при 0=1,0 составят
т = QS/(2y0A") = 0,03• 168-10-*/(4197- J0~s.2-1,0-0.006)-= 15,6 МПа.
5-Е — КО > 10 кг}90*Ю |
Рис. 14.18. К примеру расчета рамы |
Прикрепление поперечных балок к продольным спроектировано следующим образом. Кромки горизонтальных листов поперечной
балкн скошены и приварены стыковым соединением. Вертикальная стенка обварена угловыми швами с катетом К~Е мм. В прикреплении предусмотрена косынка 3 (рис. 14.18, а). При определении напряжений учитываем в соединении только стыковые н вертикальные угловые швы. Швы, приваривающие косынку 3, в учет не принимаем. Момент, воспринимаемый двумя стыковыми горизонтальными швами, определяется по формуле
М{Т = ст<4г (й|4~*г)' (14.28)
где Аг — площадь сечения горизонтального листа.
AWATV. V J=Y |
Момент, воспринимаемый двумя вертикальными угловыми швами,
Mt*=2tfKhl (14.29)
Расчетный момент вычисляется по формуле
Л4=о/4г(&а+5г)+2трК*в/6. (ИЗО)
Примем в запас прочности,- что о по значению равно т. При этом
Рис. 14.19. Примеры сварных деталей машин: а — сварная конструкция рамы тележки вагона: 0 — сварная рама механически* ножниц; і — сварная плита обжимной клетя стана Дуо: а — сварная станина пресса |
М
Т >1г(А.-Ь*,) + 2Р/(й2/6 16-1 (20+1) + 2 0,870-6.20*/6 “
= 12,5 МПа.
Продольиые балки рассчитывают по схеме рис. 14.18,«.
В сварных конструкциях рам применяются сопряжения балок разного типа. Расчетным усилием для них, как правило, является изгибающий момент. Если момент не может быть определен на основе статического расчета, то соединение целесообразно конструировать равнопрочным основному сечению изгибаемых элементов. При этом расчетный момент
(14.31) |
где W — момент сопротивления поперечного сечения прикрепляемого элемента; [о]р — допускаемое напряжение. Условие прочности сопряжений можно записать различными способами, необходимо только отразить условие, что сумма моментов внутренних сил, допускаемых при расчете прочности соединения, равна или больше расчетного момента М.
В рамных конструкциях нередко используются траверсы, которые отличаются от балок значительно меньшими пролетами и более сложными профилями поперечных сечений. Поперечные сечения траверс часто состоят из двух толстых плит (поясов) и заполнения из переборок меньшей толщины. Примеры сварных конструкций приведены на рнс. 14. 9, а.. .г.