Сварные конструкции. Расчет и проектирование
СВАРНЫЕ ДЕТАЛИ ТУРБИН
Паровые турбины работают при температуре до 550 °С и при давлении пара до 24 МПа. При температурах эксплуатации Тэлс^ОО °С применяют низкоуглеродистые стали; при 7'экс>400°С— хромомолибденовые, хромованадиевые стали. Хорошо свариваются жаропрочные аустенитные стали 12X18I110T. Корпуса газовых турбин нагреваются до температуры 800 °С, корпуса камер сгорания—до 1000. . .1050 °С. Их изготовляют нз сплавов 20Х23Н18, ХН78Т. Для обеспечения надежности изделий стали подвергают предварительному переплаву, например электрошлаковому или вауумно-дуговому. Дуговая сварка производится электродной проволокой, близкой по составу к основному металлу.
Сварные конструкции из проката в отдельных случаях подвергаются высокому отпуску. Сварные конструкции нз отливок проходят термическую обработку всегда. Все наиболее нагруженные соединения — стыковые; в менее нагруженных деталях допускаются нахлесточные.
от
Коэффициенты запаса прочности п = —— в узлах турбин устанавливаются следующие:
TOC o "1-5" h z Цилиндры и корпуса, . . ......................................... 1,65
Сварные роторы.................................................................. 2,30
Сварные диафрагмы................................................................................ 1.65
Лопаткй................................................................................. 1,25
При расчете прочности лопаток учитывается знакопеременное усилие.
Сварные роторы дискового типа показаны на
іштж |
|||
І |
Л S'* |
•4 к С |
|
т |
||||
С |
||||
Рис. 14.22. Расчетная схема ротора между цилиндром и внутренним диском — Pi. Представленная на рнс. 14.22 система имеет две степени статической неопределимости. Не решение базируется на двух уравнениях деформации. Введем обозначения: мД1|С|| — радиальное перемещение наружной поверхности внутреннего диска от нагрузки Ри центробежных нагрузок и неравномерной температуры; — радиальное перемещение внутренней поверхности цилиндра на участке сопряжения с диском от нагрузок Pi и Pit центробежной силы, неравномерной температуры; — радиальное пере мещение внутренней поверхности наружного диска от указанных нагрузок и температуры. |
рис. 14.21, а барабанного — на рис. 14.21, б; с приваренными полувалами — на рис. 14.21, в. На рис. 14.22 показана схема расчета роторов с одним диском, подверженных
нагрузке от центробежных сил. Диск разделяется на три части: полый цилиндр 2, внутренний диск /, наружный диск 3. Нагрузка от лопаток на внешний диск обозначается Рд усилие между наружным диском и цилиндром — Р2;
* ^ Рнс. 14.21. Типы сварных роторов |
Условия деформации
^и(«І = Иц,|і! (14.36)
ЫМСК, ~ ЫцМЛ, ( 1 4.37)
поз ват я ют разрешить статическую неопределенность.
От всех указанных сил и температуры определяют напряжения во всех элементах ротора. Если ротор конструируется многодисковым, схема расчета остается прежней.
б'В |
иия |
|
ГПг< Г1 - if |
|
"V .. ----------- ■—J |
Рис. 14.23. Сварная диафрагма паровой турбины (а) и сварные соединения направляющих лопаток с бандажной лентой и ободом
(б):
I — обод; г — бандажная лента: 3 — лопатки; 4 — шагокый пат и бандажноЛ лепте: 6 — тело
диафрагмы
Сварные конструкции роторов имеют преимущества перед цельнокованными; их можно изготовлять из отдельных поковок относительно небольших размеров, применять разнородные металлы; для дисков — высококачественную сталь; для кольцевых частей — перлитную.
В паровых турбинах (рис. 14.23, а. 6) сварная диафрагма состоит из обода /, нижней 4 и верхней 2 бандажных лент, тела диафрагмы 5, направляющих лопаток 3.
Точность изготовления диафрагм очень высокая во избежание потери мощности. Допуск на шаг лопаток составляет ±0,15 мм. Предъявляются высокие требования к погрешности угла поворота лопаток. Как правило, лопатки устанавливаются в пазы бандажных лент с углублением 2. . .3 мм и привариваются к ним угловыми швами.
Сварные конструкции применяются широко также в гидромашиностроении при изготовлении рабочих колес радиально-осевых и ковшовых турбин, лопастей рабочих колес, спиральных камер, при изготовлении секторов и сварных лопаток направляющих аппаратов.
В § 14.3. . .14.7 были рассмотрены примеры расчета деталей машин, работающих при отсутствии циклических нагружении существенной величины.
Однако в ряде случаев в эксплуатации детали подвергаются постоянно действующим циклическим нагружениям, определяющим прочностные характеристики. При этом их работоспособность деталей определяется усталостными напряжениями — наличием необходимого запаса прочности при явлениях усталости.
Установление методов расчета на усталостную прочность деталей машин зависит от ряда факторов: характера работы, материала, маштабного фактора обработки поверхности детали.