Сварные конструкции. Расчет и проектирование
БАЛКИ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ
Для алюминиевых балок рекомендуется применение сплавов АВ (AI-fMg-fSi), алюминиево-магниевых (АМг5, АМгб, АМгбІ), алюминиево-магннево-цинковых (В92). В этих сплавах в зависимости от состояния и термической обработки пределы прочности стыковых сварных соединений Og составляют (0,6. . .0,9)<тв. Чем прочнее сплав, тем ниже коэффициент. Для повышения прочности стыковых соединений в отдельных случаях применяют косые швы. Целесообразно применение прессованных, штампованных и гнутых профилей.
При конструировании алюминиевых балок следует избегать концентрации напряжений, особенно в зонах сварных соединений. На рис. 9.11 показана конструкция узла сопряжения сварных балок из алюминиевых сплавов. Швы располагаются вне зоны наибольших нормальных напряжений и зон со значительными концентраторами напряжений.
Конструкции из алюминиевых сплавов имеют значительно меньшую жесткость по сравнению со стальными. Балкам для различных элементов конструкций целесообразно устанавливать следующие значения ///:
Подкрановые балкн (грузоподъемность крана 50 т)... 1/600
Балки междуэтажных перекрытий........................... 1/400... 1/200
Балки покрытий......................................................... 1/250... 1. 200
Если для сварных алюминиевых балок отношение высоты к толщине вертикального листа составляет ft,^<80 для сплава АМг AB/sB<70 для сплава АВТ-1 (термически обработанного и искусственно состаренного), то ребра
жесткости не ставятся, или их ставят на расстоянии, равном а^2,4 Л, друг от друга.
Алюминиевые сплавы — прогрессивный материал с позиции малой удельной плотности (в 2,5 раза ниже стали), антнкоррозионности, хорошей сопротивляемости при низких температурах, но очень чувствителен к
Рис. 9.U. Конструкция сварного узла балок из алюминиевых сплавов |
концентраторам и требует тщательиой обработки форм конструкций и высокой культуры технологии. Пока его стоимость значительно выше стали.
Широкое распространение алюминиевые сплавы получили в авиационной промышленности, на транспорте, в строительстве.