Оптимальный состав сплава для металла шва сварных соединений разнородных сталей
Для предотвращения появления структурной неоднородности в зоне сплавления неаустенитного металла с аустенитным последний должен иметь высокое содержание никеля. Эта неоднородность, как показано рядом исследований, совершенно отсутствует при любых выдержках в условиях сколь угодно высоких температур, если в качестве аустенитного металла используется чистый технический никель; Однако чистый никель нельзя применить для со
единения разнородных сталей, так как его механические свойства не удовлетворяют тем требованиям, которые предъявляются к конструкциям, комбинируемым из этих материалов. Для подтверждения сказанного в табл. 8 приведены механические свойства технического никеля и механические свойства, которыми должны обладать сварные соединения сталей 15Х5М с Х18Н9Т и 12ХМФ с Х18Н12Т, широко распространенные в настоящее время (первое в нефтеперерабатывающих установках, второе — в энергетическом оборудовании).
8. Механические свойства сварочных материалов
|
Непригодными для сварки разнородных сталей оказались и известные высоконикелевые сплавы, обладающие достаточной прочностью. Обусловлено это прежде всего тем, что высоконикелевые сплавы склонны к образованию трещин в металле шва. Лишь некоторые из них позволяют получить сварные швы без трещин. Это сплавы типа инконель, дополнительно легированные ниобием и титаном. Получение таких сплавов в металле шва обеспечивает использование электродов, применяющихся при сварке всех жаропрочных металлов типа 15—60 и 20—80. В швах из указанных сплавов содержится до 3—5% ниобия и 0,5—1,0% титана.
Что касается сварки разнородных сталей, то наличие в высоконикелевом аустенитном металле, сплавляемом с неаустенитным, таких больших количеств ниобия и титана недопустимо, так как титан и ниобий являются наиболее сильными карбидообразующими элементами (известно, что все карбидообразующие элементы по степени химического сродства к углероду располагаются в порядке возрастания в следующий ряд: Fe, Mn, Cr, Mo, W, V, Zn, Nb, Ті). Поэтому в сварных соединениях разнородных сталей они будут в наибольшей степени способствовать образованию структурной неоднородности в зоне сплавления. В последнее время показано, что вообще нежелательно наличие титана и ниобия в сталях, предназначенных для конструкций, длительно эксплуатируемых в условиях высоких температур, так как в их присутствии повышается вероятность локального разрушения сварных соединений [48].
Согласно сложившемуся механизму образования структурной неоднородности из никелевых сплавов для сварки разнородных сталей наиболее приемлемыми должны быть сплавы, не содержащие карбидообразующих элементов. Однако проведенные автором совместно с В. В. Снисарем исследования показали, что ни за счет упрочнения твердого раствора (легирование медью, кобальтом,
129 |
5 1-189
а также кремнием и алюминием в пределах растворимости), ни за счет образования дисперсных частиц второй фазы (легирование кремнием и алюминием выше предела растворимости) получить сплавы с механическими свойствами, удовлетворяющими тем требованиям, которые предъявляются к сварному соединению разнородных сталей, пока невозможно. Подтверждается это данными по исследованию возможности повышения прочности железоникелевого наплавленного металла легированием его алюминием, который может образовывать интерметаллидную фазу типа Ni3AI, позволяющую повысить прочностные характеристики сплава 197]. Полученный при этом металл содержал 0,07% С, 0,19% Si и 0,26% Мп. Концентрации никеля и алюминия в нем приведены ниже:
N1 45.9 , 45.9 . 46.9 , 45.9 , 43,8 . |
А1 0,4 0,84 2,2 2,5 |
ь% |
|
1 Он, |
|
гДж/см |
|
56 |
|
-зр |
|
52 |
|
-2$ |
|
4 6 |
|
-1,6 |
|
40 |
|
1,2 |
|
34 |
1 |
/ |
-Lp. |
а**, - |
|
V |
а |
У~ |
а |
|
'1 |
[I |
|||
V 1 к і |
I |
Он, |
||
* и Г’ в.. . |
6, |
о |
о/о |
44 |
38- |
32- |
26і |
2.4 |
А1.% |
Рис. 69. Зависимость механических свойств железоникелевого сплава типа 08Н50 от содержания алюминия. |
0,6 1,2 |
1.8 |
На рис. 69 в виде графика приведена зависимость его механи- повышаются прочност- Автор считает [97], нием его алюминием и титаном за счет образования интерме- |
Исследования автора и В. В. Снисаря показали, однако, что в железоникелевом металле шва совместным легированием алюминием и титаном нельзя получить нужных прочностных характеристик. Исследовали сплав с 2,5—3,1% алюминия (оптимальное, как показано выше, количество для железоникелевых сплавов), содержащий 0,07% С, 0,19% Si и 0,26% Мп и дополнительно легированный титаном. В табл. 9 приведена концентрация никеля, алюминия и титана в полученном при этом металле, а на рис. 70 — его механические свойства. По мере повышения содержания титана прочностные характеристики (от, ов) исследуемого сплава повы-
9. Содержание исследуемых легирующих элементов, %, в сплаве, дополнительно легированном алюминием и титаном
|
0,42 |
0Д6 |
0,50 |
0,24 |
56L гДж/сн3 |
0,40 |
Рис. 70. Зависимость механических свойств железоникелевого сплава, содержащего 2,5—3,0% алюминия, от концентрации титана. |
Шйются. Однако при этом, если содержание титана превышает 0,3%, существенно снижаются пластичность и вязкость (6, зр, а„). Кроме того, в наплавленном металле с содержанием титана выше 1,0% появляются поры, количество которых увеличивается с повышением концентрации титана в сплаве.
Из изложенного следует, что высоконикелевый металл шва с требуемыми механическими свойствами нельзя получить без легирования его карбидообразующими элементами. Исходя из того, что такие элементы способствуют перемещению углерода и тем самым образованию в зоне сплавления с перлитным металлом структурной неоднородности, которая приводит к преждевременному разрушению сварного соединения, легировать металл шва следует элементами, обладающими меньшим сродством к углероду. Поэтому заслуживают внимания марганцевоникелевые и хромоникелевые - сплавы.
Марганец содержится во всех никелевых сплавах. Повышение - концентрации этого элемента является, как уже указывалось ранее, одним из способов предотвращения появления горячих трещин - в аустенитном металле шва. Однако в сварном соединении разнородных сталей повышенное содержание марганца в металле шва.
может привести к образованию в зоне сплавления с перлитной сталью структурной неоднородности. В связи с этим для сварки разнородных сталей более приемлемыми должны быть хромоникелевые сплавы.
Хром, как известно, является одним из основных элементов практически всех высоколегированных сталей и сплавов, в том числе и высоконикелевых, предназначенных для работы при высоких температурах. По эффективности карбидообразования хром занимает, как показано выше, всего лишь третье место в ряду всех карбидообразующих элементов, расположенных по возрастающей степени сродства к углероду. Кроме того, из рис. 52 следует, что обез-
Рис. 7). Микроструктуры зоны сплавления стали Х5Мс наплавленным металлом Х35Н40 пссле сварки (а) и после выдержки в течение 500 ч при 550° С(б), х 100. |
углероживание низколегированной стали в зоне сплавления ее с высоколегированной наблюдается лишь при повышении содержания хрома до 6%. Дальнейшее увеличение количества этого элемента оказывает относительно малое влияние на ширину обезуглероженной зоны. Следовательно, желательное с целью упрочнения сплава повышение содержания хрома не должно ограничиваться исходя из возможности развития структурной неоднородности в зоне сплавления с низколегированным металлом.
Дополнительным обоснованием возможности использования для сварки разнородных сталей хромоникелевого сплава с высоким содержанием никеля являются результаты выполненных автором совместно с В. В. Снисарем специальных экспериментов. Сущность их состоит в том, что на сталь марки Х5М опытной проволокой Х35Н40 была выполнена наплавка по схеме, приведенной нарис. 18 Затем соединения нагревали до 550° С и выдерживали при этой температуре в течение 500 ч. Из обработанных таким образом наплавок изготовляли микрошлифы и исследовали структуру зоны сплавления. На рис. 71 представлены микроструктуры зоны сплавления этой наплавки до нагрева и после него. Как видно из рисунка, в случае высокого содержания никеля в металле шва даже при 35 % Сг после длительной выдержки при высокой температуре не
происходит существенных структурных изменении как в зоне сплавления с перлитной сталью, так и в самом шве.
Использование хрома в качестве элемента, легирующего высоконикелевый сплав, позволяет получить требуемые механические
34 Сг,% |
Рис. 72. Зависимость механических свойств хромоникелевого сплава, содержащего 40% (а) и 60% (б) никеля, от содержания хрома. |
ь / ,, --- -- |
8 бв |
У' |
> .. V |
Г ) |
|
/ 4 |
||
Л t ' „у * У |
г>- |
N 4 |
52 7^ 5П |
17 |
свойства. Сказанное подтверждается данными исследования влияния этого элемента на свойства высоконикелевого сплава (рис. 72), проведенного автором совместно с В. В. Снисарем. В табл. 10 приведен химический состав исследованных двух серий сплавов? которые отличаются друг от друга содержанием никеля: примерно 40% — в одной и 60% — в другой.
10. Содержание примесей и легирующих элементов, % в высоконикелевых сплавах, легированных хромом
|
Содержание остальных составляющих исследованных сплавов (углерода, кремния, марганца, серы и др.) выбирали с учетом имеющихся сведений о их влиянии на свойства жаропрочных и, в частности, высоконикелевых сплавов.
Из результатов исследования следует, что для получения никель- хромовых сплавов с оптимальными свойствами необходимо ограничить содержание серы, фосфора, углерода и кремния, а также свести до минимума содержание свинца, сурьмы и других легкоплавких примесей. В таких сплавах концентрация углерода не должна превышать 0,1%, кремния —0,6%, серы — 0,015% и фосфора — 0,03%. Что касается марганца, то его содержание до 5% не оказывает существенного влияния на прочностные и пластические характеристики никельхромовых сплавов.
Следует отметить, однако, что требуемые свойства высоконикелевого сплава, легированного только хромом, можно получить лишь
при высоком содержании этого элемента (более 20%). Для железоникелевых сплавов такое содержание хрома принято считать нежелательным из-за возможности их сигматизации. Что касается высоконикелевых сплавов, то высокое содержание хрома для них вполне возможно [741. Сказанное подтверждается также рис.73, на котором приведена микротвердость на участке в зоне сплавления стали Х5М со сплавом Х35Н40 в состоянии после сварки и
Рис. 73. Микротвердость в зоне сплавления стали Х5М с наплавленным металлом Х35Н40 после сварки (кривая 1) и после выдержки в течение 500 ч при 550° С (кривая 2.) |
после выдержки в течение 500 ч при 550° С.
Известно, что высоконикелевые сплавы весьма склонны к образованию трещин в сварном шве. Поэтому окончательной оценкой пригодности сплавов, удовлетворяющих требованиям к механическим свойствам, должна быть стойкость наплавляемого металла против образования горячих трещин. Автором совместно с В. В. Снисарем проволоками, изготовленными из выбранных сплавов (табл.11)сваривались жесткие образцы (рис. 74). Сварка производилась под флюсом АН-15М. Как известно, металл шва (в том числе и аустенитный), выполненный под этим флюсом, стоек против образования горячих трещин. Применялся режим сварки, который можно считать наиболее приемлемым для легированных сталей: /д = 450...470 А, £/д = 28...30 В и VCB = 18,5 н/ч.
Наличие трещин определялось на поверхности шва и по вырезанным из него макрошлифам. Полученные результаты показали, что во всех случаях в металле шва образуются трещины. Правда,
11. Содержание примесей и легирующих элементов, %, в проволоках, использованных при сварке жестких образцов
|
вероятность их образования уменьшается с повышением содержания хрома в металле шва. В швах с высоким содержанием этого элемента (35 и 47%) трещины обнаруживаются только в макрошлифах.
120 120 Рис. 74. Схема жесткого композитного образца для определения стойкости металла шва против образования горячих трещин. |
По сложившемуся в последнее время представлению горячие трещины в однофазных сплавах, кристаллизующихся в узком интервале температур, образуются преимущественно по новым поли - гонизационным границам, которые возникают в уже закристаллизовавшемся металле при температуре, несколько ниже линии соли- дуса, в результате движения и группировки дислокаций и вакансий. Предотвратить образование трещин в металле шва из таких сплавов можно, дополнительно легируя его элементами, которые уменьшают подвижность дислокаций и тем самым задерживают процесс полигонизации границ. Подвижность дислокаций определяется, как известно, скоростью перемещения атомов и вакансий в кристаллической решетке. Поэтому она в значительной степени зависит от прочности межатомной связи сплава. Последняя характеризуется величиной энергии активации диффузии.
Одним из элементов, увеличивающих энергию активации диффузии в высоконикелевых сплавах, является молибден [77]. В связи с этим при легировании молибденом предотвращается образование горячих трещин в металле сварного шва из высоконикелевого сплава. По эффективности предотвращения образования горячих трещин в чистых металлах и однофазных сплавах молибден уступает лишь танталу [77], использование которого при сварке ограничено в связи с его высокой стоимостью.
Молибден как элемент для дополнительного легирования высоконикелевого сплава заслуживает внимания еще и потому, что он повышает прочностные характеристики такого сплава, и прежде всего жаропрочность, что объясняется увеличением устойчивости дисперсных частиц у'-фазы и температуры рекристаллизации твердого раствора [97|. Наконец, при легировании молибденом повышается стойкость высоколегированного металла против локальных разрушений в сварных соединениях, подвергаемых нагреву до высоких температур [48].
Следовательно, легирование высоконикелевого металла шва молибденом является вполне приемлемым для сварных соединений разнородных сталей. Единственным недостатком его является то, что он в ряду карбидообразующих элементов расположен на четвертом месте, в связи с чем может оказывать существенное влияние на перемещение углерода в зоне сплавления разнородных сталей
и тем самым вызывать образование в ней недопустимой структурной неоднородности. По этой причине, а также вследствие того, что молибден является дефицитным материалом, его содержание в металле шва сварных соединений разнородных сталей желательно ограничивать.
Ограничивать содержание молибдена можно, дополнительно легируя сплав хромом. Вероятность образования трещин в высоконикелевом металле шва уменьшается с повышением содержания в нем хрома. Известно, однако, что по мере повышения концентрации хрома ухудшается деформируемость высоконикелевого сплава в горячем состоянии, причем ухудшение это может быть настолько значительным, что существенно затруднит изготовление из него
Рис. 75. Влияние соотношения концентраций молибдена и никеля на образование горячих трещин в высоконикелевых сплавах. |
Температура* при которой эксплуатируется сварное соединение, °С |
Сг |
Ni |
25 25 25 |
25 40 60 |
3 7 10 |
12. Оптимальное содержание, %, легирующих элементов в высоконикелевом сплаве для сварки разнородных сталей |
Оптимальное содержание легирующих элементов в сварочной проволоке, % |
350—450 450—550 Выше 550 |
Мо |
сварочной проволоки. Это дает основание считать, что в сплаве, предназначенном для сварочной проволоки, содержание хрома не должно превышать предела его растворимости.
Оптимальное содержание хрома в высоконикелевом сплаве, предназначенном для сварки разнородных сталей, равно примерно 25%, так как предельная растворимость хрома в чистом никеле при комнатной температуре составляет 30%, а в сплавах никеля с другими металлами она несколько ниже [97].
Концентрация молибдена в высоконикелевом металле шва, как показали наши исследования, выполненные автором совместно с В. В. Снисарем по сварке жестких стыков, зависит от содержания никеля. Чем больше в сплаве никеля, тем больше в него необходимо ввести молибдена (рис. 75).
Содержание никеля в проволоке для сварки разнородных сталей зависит, как указывалось, от температуры, при которой должно эксплуатироваться сварное соединение. Оно должно составлять 12, 25, 40 и 60%. Сварка жестких стыков показывает, что при таких содержаниях никеля для надежного предупреждения горячих трещин в металле шва сварочная проволока должна иметь молибдена соответственно не менее 1, 3, 7 и 10%.
Таким образом, изложенное позволяет заключить, что оптимальный состав высоконикелевого сплава для сварки разнородных сталей, исключающий образование трещин в металле шва и обеспечивающий механические свойства, удовлетворяющие предъявляемым требованиям, должен соответствовать данным, приведенным в табл. 12.