СВАРКА АЛЮМИНИЯ СО СТАЛЬЮ
Получение сварных соединений алюминия и его сплавов со сталями наталкивается на большие трудности. Они заключаются: в большом различии температур плавления алюминия и стали (алюминий расплавляется и становится жидким прежде, чем сталь успевает как следует прогреться); в большом различии коэффициентов линейного расширения соединяемых металлов, что обусловливает возникновение значительных термических напряжений по линии перехода от стали к алюминию; в значительном различии теплопроводности и теплоемкости соединяемых металлов, что также способствует возникновению термических напряжений; в наличии тугоплавкой окисной пленки, создающей включения в сварном шве. Для их растворения применяют специальные флюсы, так как флюсы, которые применяются при сварке алюминия, легкоплавки, жидкотекучи, плохо смачивают поверхность шва на стали, и поэтому непригодны для данного металла. Соответственно стандартные флюсы, используемые для сварки стали, реагируют с жидким алюминием, резко нарушая его состав. В результате они также не могут быть непосредственно использованы при сварке стали с алюминием.
Однако, основным препятствием получения сварных соединений алюминия и его сплавов со сталями является химическое взаимодействие этих металлов, приводящее к необратимому образованию интерметаллических соединений по линии перехода.
В соответствии с диаграммой состояния (рис. 35, а), алюминий с железом образует твердые растворы, интерметаллические соединения и эвтектику. Растворимость железа в твердом алюминии весьма незначительна, граница твердого раствора железа в алюминии при температурах 225-— 600° находится при содержании железа в пределах 0,01—• 0,022%. Растворимость железа в алюминии при эвтектической температуре (654°) составляет 0,053%. При комнатной температуре железо в алюминии совсем не растворяется.
При затвердевании в структуре сплавов алюминия с железом уже при незначительных количествах введенного железа появляются кристаллы соединения FeAl3 (59,18% AI). При содержании до 1,8% железа и при 654° С образуется эвтектика А1 + FeAl3. При дальнейшем увеличении содержания железа в сплавах появляются химические соединения следующих составов: Fe2Al7 (62,93% Al), Fe2Al6 (54,71 %А1), FeAl2 (49,13% Al), FeAl (32,57% Al) и др.
Присутствующее в сплавах алюминия железо всегда находится в виде химических соединений, что и определяет
Рис. 35. Диаграмма состояний сплавов алюминий—железо (а); изменение механических свойств алюминиевожелезных сплавов в зависимости от содержания железа (б); изменение механических свойств железоалюминиевых сплавов в зависимости от содержания алюминия (в). |
механические свойства и обрабатываемость их. Введение железа вызывает повышение предела прочности и твердости и резкое снижение пластичности алюминия (рис. 33, б, е). Железоалюминиевые сплавы, содержащие 8—10% Fe, обладают незначительной пластичностью, а еще более богатые железом весьма хрупки, из-за чего они до настоящего времени не получили практического применения.
Соединение сваркой алюминия и алюминиевых сплавов со сталями с применением одного или нескольких металлов, обладающих промежуточными физико-химическими свойствами (по аналогии, например, сварки титана со сталью), невозможно. Анализ двойных и тройных диаграмм состояния показывает, что элементы, применяющиеся для легирования алюминия (Mg, Si, Си и др.), либо имеют ничтожную растворимость в железе, либо образуют одну или несколько интерметаллических фаз с ним.
В связи с этим для сварки алюминия с другими металлами необходима разработка такого метода сварки, при котором на границе контакта исключается появление интерметаллических соединений. В этом смысле заслуживают внимания сварка давлением, ультразвуковая, диффузионная, контактная оплавлением (с последующим выдавливанием хрупких составляющих из стыка).
В связи с этим для соединения алюминия со сталью широко используют различные методы холодной сварки (в твердом состоянии). Соединения алюминия со сталью, выполненные холодной сваркой, сейчас широко распространены, а для многих видов изделий холодная сварка является, пожалуй, единственным практически осуществимым способом.
Однако, все эти методы имеют недостаток, который заключается в том, что сфера их применения узка из-за ограниченности форм свариваемых деталей.
Проблемы, связанные со сваркой плавлением алюминия со сталью, удалось решить за счет использования следующих факторов: покрытия поверхности стали металлом, который
хорошо совместим с алюминием; использования переходной вставки алюминий — сталь, полученной другим способом соединения.
Предложенные способы сварки плавлением стали с алюминием характеризуются общими признаками нанесения на сталь промежуточных прослоек из одного или нескольких металлов, которые, однако, не исключают образования ин - терметаллидных фаз на границе. При этом можно получать вполне удовлетворительную статическую прочность. Однако, такие соединения ненадежны для конструкций, подвергающихся при эксплуатации ударным нагрузкам.
В связи с этим сталеалюминиевые конструкции можно создавать, применяя прокладки из биметалла сталь — алюминий (или его сплав), который представляет собой двухслойный металл, полученный прокаткой. При таком способе производится сварка однородных металлов, например, алюминиевой детали с плакировкой биметалла из алюминиевого сплава и стальной детали со стальной основой биметалла.
Применение такого биметалла представляет собой довольно простое решение проблемы сварки алюминия со сталью. Однако, нагревание двухслойной (многослойной) металлической пластины движущимся источником при сварке этих пластин или наплавке на их поверхность каких - нибудь деталей вызывает образование температурного поля внутри пластины. Это температурное поле во многих случаях необходимо знать заранее, чтобы подобрать такие режимы сварки, которые не вызывали бы перегрева линии перехода от алюминия к стали, образования хрупких интерметаллических фаз и, как следствие, полной потери деформационной способности биметалла.
Способ сварки стали с алюминием с помощью биметаллической вставки является достаточно простым и технологичным, однако для его применения необходимо иметь в наличии полосы или листы из биметалла сталь — алюминий,
которые могут изготавливаться только на металлургических заводах.
В работе [39] подробно изложены вопросы теории и практики выполнения сваркой плавлением соединений алюминия и его сплавов со сталями различных классов.
Поэтому рассмотрим подробно сварку алюминия со сталью с помощью биметалла.