КОРРОЗИОННАЯ СТОЙКОСТЬ СОЕДИНЕНИЙ АЛЮМИНИЯ С МЕДЬЮ
Сварные соединения алюминий •— медь, алюминий — латунь предназначены для работы в электрических машинах, аппаратах и трансформаторах, которые эксплуатируются в различных атмосферных условиях. Коррозия алюминия при контакте с медными сплавами локализуется на небольшой поверхности вблизи границы контакта металлов и носит межкристаллитный характер [40].
В растворах хлористого натрия и в морской воде контакт с медными сплавами интенсифицирует коррозию алюминия. Существенную роль при этом играет вторично осаждающаяся медь, образующая эффективные местные катоды. Коррозия алюминия при контакте с другими металлами локализуется на небольшой поверхности вблизи границы контакта металлов и носит межкристаллитный характер.
Авторами были испытаны в различных коррозионных средах сварные соединения алюминий А5 — медь Ml и алюминий А5—латунь JI059-1, выполненные аргонодуговой ручной сваркой вольфрамовым электродом и автоматической сваркой по флюсу АН-А1. В качестве присадочных материалов применялись проволока АДО и опытные проволоки А1 — 10% Zn и А1 *— 10% Si. Осмотр показал, что образцы разрушались по разному. После испытаний в растворе 3% NaCl + 1% НС1 шов подвержен сильной общей коррозии. Образцы, имеющие соотношение площади шва к площади меди 1:12, разрушались полностью.
На образцах, полученных аргонодуговой сваркой, после испытаний в растворе 3% NaCl + 0,1 Н202 продукты коррозии расположены главным образом в околошовной зоне со стороны меди и латуни. Образцы с соотношением площадей 1 : 12, сваренные опытными проволоками, подвергались растрескиванию по зоне сплавления. Швы, выполненные автоматической сваркой проволокой АДО, выгодно
отличались от других; видимых разрушений на них не наблюдалось.
Перед испытаниями на сварных соединениях было замерено удельное электросопротивление, так как разность удельного сопротивления до и после испытаний характеризует наличие межкристаллитной коррозии. Однако удельное сопротивление, замеренное после испытаний, практически не изменилось. Следовательно, скорости коррозии, визуальный осмотр и удельное электросопротивление не могут достаточно охарактеризовать коррозионную стойкость сварных соединений алюминий <— медь и алюминий — латунь. Поэтому были проведены металлографические исследования микрошлифов, изготовленных из всех испытанных образцов.
Сварные соединения алюминий1— медь и алюминий латунь, выполненные аргонодуговой сваркой проволоками АДО, Al + Si и Al - f Zn при различных соотношениях площадей, склонны к коррозионным разрушениям по зоне сплавления.
На образцах, выполненных автоматической сваркой проволокой АДО, незначительная коррозия наблюдалась только по краю образца. Следовательно, швы, выполненные автоматической сваркой, являются более коррозионностойкими, чем те, которые выполнены аргонодуговой. Легирование швов кремнием и цинком не улучшает их коррозионной стойкости.
Для защиты сварных - соединений алюминий — медь от коррозионных разрушений необходимо применять различные гальванические покрытия и лаки.
На сварное соединение алюминий — медь, двукратно обработанное в растворе цинката натрия, наносили цинк, медь, никель, кадмий, олово, медь — никель, никель — медь — никель толщиной 10 мкм.
Кроме гальванических покрытий использовались лакокрасочные покрытия, лак Л-32 и лак БФ-2. На образцы, предварительно обезжиренные, лакокрасочные покрытия наносились в два слоя: первый — при комнатной температуре, второй—при температуре 100—120° С и выдерживались при этом в течение часа.
Образцы с гальваническими и лаковыми покрытиями испытывались в парах 3%-ного раствора хлористого натрия при комнатной температуре в течение 2544 ч. Испытания показали, что цинковое и медное покрытия корродируют, на них наблюдались продукты коррозии. Кадмий, никель, медь •— никель, никель •— медь — никель и лакокрасочные покрытия защищают сварные соединения от коррозионных разрушений. На микрошлифах, выполненных из сварных соединений алюминий1— медь с покрытиями после испытаний в парах 3%-ного хлористого натрия, коррозия не наблюдалась.
Следовательно, сварные соединения алюминий ■— медь, выполненные автоматической сваркой по флюсу АН-А1 с присадочной проволокой АДО, можно применять в атмосферных условиях. Покрытия никель — медь — никель, медь — никель, кадмий, лак Л-32 и §Ф-2 полностью защищают сварные соединения алюминий медь от коррозионных разрушений.
I.